Конституционно-правовой статус автономных округов в Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Автономный округ как субъект Российской Федерации. 4
1.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса автономного округа как субъекта Российской Федерации 4
1.2 Особенности конституционно-правового статуса автономных округов, входящих в состав края, области 10
1.3 Конституционно-правовой статус автономного округа, непосредственно входящего в состав Российской Федерации 15
Глава 2. Развитие конституционно-правового статуса автономных округов как субъектов Российской Федерации в современных условиях 24
2.1 Правовое регулирование вопросов объединения автономных округов с краями, областями в новый субъект Российской Федерации 24
2.2. Опыт и перспективы осуществления процессов объединения автономных округов с краями, областями 26
Заключение 33
Список литературы 34
Введение
Автономный округ - национально-территориальное образование; один из шести видов субъектов РФ. Автономный округ входят в состав других субъектов РФ: краев или областей.
Автономный округ РФ является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, а также республиками, автономными областями и округами в составе РФ.
Автономные образования образованы, как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Выбранная тема «Конституционно-правовой статус автономных округов в Российской Федерации» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть конституционно-правовой статус автономных округов в Российской Федерации.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Автономный округ как субъект Российской Федерации.
1.1. Понятие и элементы конституционно-правового статуса автономного округа как субъекта Российской Федерации
Статус автономного округа определяется Конституцией РФ, Федеративным договором, уставом автономного округа, а также договорами между Федерацией и субъектом или особым федеральным законом об автономном округе, принятым по представлению его законодательных и исполнительных органов. Автономный округ является равноправным субъектом Российской Федерации:
обладает собственным законодательством (устав и прочие нормативно-правовые акты);
обладает собственной территорией (не может быть изменена без согласия субъекта) и населением;
самостоятелен в решении вопросов, отнесенных к ведению субъектов Российской Федерации (в пределах полномочий автономного округа);
самостоятельно участвует в международных и внешнеэкономических связях, вправе заключать соглашения как на международном, так и на федеральном уровне.
Автономный округ, при неурегулированности взаимоотношений с краем или областью, в состав которого он входит, вправе заключить с ним соответствующее соглашение.
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.
Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.
Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.
..............................
Заключение
Итак, существенной особенностью автономных образований (кроме Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа) является вхождение их в состав края или области. В настоящее время в составе Тюменской области находятся Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа, в составе Иркутской области - Усть-Ордынский Бурятский округ. Пермской области - Коми-Пермяцкий округ, Архангельской области - Ненецкий округ, Красноярского края - Таймырский и Эвенкийский округа. Читинской области - Агинский Бурятский округ. Камчатской области - Корякский округ. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 1997 г. разъяснил, что вхождение автономного округа в состав края, области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором округ, являясь равноправным субъектом федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Такое вхождение также означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а также органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов в случаях и пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Федерации и договором между их органами государственной власти.
Список литературы
Нормативные правовые акты
-
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
-
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» от 30 декабря 2006 г. (с изм. от 2 июня 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 1. Ст. 1;№23,Ст.269О.
-
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» от 12 июля 2006 г. // Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст, 3119.
-
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» от 14 октября 2005 г, // Собрание законодательства РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.
-
Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004 г. (с изм. от 12 апреля 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2006. № 16. Ст. 1644.
-
Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. (с изм. от 31 октября 2005 г.) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть I). Ст. 4916; 2005. № 45. Ст. 4581.
-
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 6 октября 1999 г. (с изм. от 10 мая 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005; 2007. № 21. Ст. 2455.
Официальные акты высших судебных органов, судебная практика
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области» от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собрание законодательства РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.
-
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации от 17 июня 1992 г. «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 9-П // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1993. № 28. Ст. 1083.
Литература
-
Авакьян С. Л. Автономные округа: перспективы конституционно-правового развития // Федерализм. 1998. № 3.
-
Борисов И. Б. Некоторые практические аспекты объединения субъектов Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2004. № 5.
-
Глигич-Золотарева М.В. Актуальные проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации на примере объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа // Государство, право и управление. Материалы IV-й Всероссийской научно-практической конференции. 23 апреля 2004 г. М., 2004. Вып. 1.
-
Добрынин Н.М. Проблемы правового регулирования отношений края (области) с входящими в их состав автономными округами // Государство и право. 1998. № 7.
-
Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование). М., 2002.
-
Красников В. Край и округ: конфликт продолжается // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. № 1.
-
Кряжков В.А. Автономный округ: трансформация конституционного статуса // Ученые записки юридического факультета. СПб., 2005. Вып. 1.
-
Нагаева С. Проблемы укрупнения субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой анализ // Мир юстиции. 2003. № 2.
-
Петров А.А. Некоторые правовые проблемы объединения субъектов Российской Федерации // Академический юридический журнал. 2005. № 4.
-
Пешин Н.Л. Проблемы взаимоотношений автономных округов с краями (областями), в состав которых они входят // Вестник Московского университета. М., 2002. № 6.
-
Стеблева Е.В. Особенности реализации некоторых положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в условиях объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2006. № 8.
-
Третьяков В.Н. Проблемы реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // Материалы круглого стола «5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению». М., 1999.
-
Шатилов А. Конституционно-правовой статус автономного округа в составе Российской Федерации// Право и жизнь. 2001. № 39.
-
Шободоев В.Е. Особенности конституционно-правового статуса автономного округа как субъекта Российской Федерации и перспективы его развития. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.
|