Понедельник
29.04.2024
16:28
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » История

Женщина в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э.
21.02.2010, 20:10

Женщина в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Женщина в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э. 4

1.1. Обзор источников 4

1.2. Особенности женщины в древнеримской традиции 6

Глава 2. Особенности религиозной жизни и быта древнеримских женщин 24

2.1. Божества у женщин в древнеримском обществе 24

2.2. Семейные отношения 28

Заключение 35

Список литературы 36

Введение

Античное общество в целом, и древнеримское в частности, как известно, было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся общественно-политическая, производственная, духовная, религиозная жизнь человека протекала внутри более мелких социальных групп: в семейно-родовой организации, в религиозных и профессиональных коллегиях, называвшихся collegium, collegium sodalicium, sodalitas, partes, а также в мелких кружках и компаниях друзей среди amici и necessitudines. Именно эти малые социальные группы образовывали непосредственно данную для античного общества реальность, внутри и, как правило, под контролем которых протекала деятельность и жизнь древнего римлянина, где совместно принимались решения и исполнялись планы и намерения.

Женщины в древнеримском государстве, при всех особенностях и своеобразии их положения, также неизбежно включались в различные коллективы или группы античного общества. Однако их место и роль в этой микро-множественной структуре не были однозначными и постоянными, они менялись вместе с развитием древнеримского общества, вызывая и изменение морально-психологического климата вокруг их положения.

Выбранная мною тема «Женщина в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э.» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть особенности женщины в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э.

Теоретической базой исследования явились работы таких авторов, как Саломатин А.Ю., Сажина В.В., Томсинова В.А., Вологдина А.А., Игнатенко А.В., Никитина И.П., Ягур Н.Н. Севасьянова А., Прудникова М.Н., Федорова К.Г.

Глава 1. Женщина в древнеримском обществе в VII – III вв. до н.э.

1.1. Обзор источников

Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме.
В книге французских исследовательниц Д.
Гуревич и М.-Т.Рапсат-Шарлье рассказывается о самых различных сторонах жизни римских женщин - о их воспитании, отношениях с мужьями и любовниками, труде, болезнях, религиозных воззрениях, правовом положении, влиянии на политику, и многом другом. Авторы не ограничиваются лишь жизнью обитательниц дворцов и вилл - можно заглянуть в хижины селян, в городские инсулы, мастерские, лупанары. Д.Гуревич и М.-Т.Рапсат-Шарлье привлекают самые различные материалы - рассказы античных авторов, надписи, папирусы, археологические находки, что позволяет им раскрыть тему во всем ее многообразии.

Дионисий Галикарнасский древнегреческий историк и ритор 2-й пол. 1 в. до н. э., автор "Римских древностей" - истории Рима с мифических времен до 264 до н. э., Ливий, Квинт Фабий Пиктор автор «Анналов», Полибий греческий историк, государственный деятель и военачальник, автор «Всеобщей истории» («Истории») в 40 томах, охватывающих события в Риме, Греции, Македонии, Малой Азии и в других регионах – все они являются древнеримскими авторами, так или иначе описывающие жизнь женщины в древнем Риме.

В книге Тита Ливия «Исто́рия от основа́ния го́рода» («Ab urbe condita») — описана история от традиционной даты основания Рима, в том числе, он описывает положение и жизнь древнеримских женщин, их быт, обычаи, семейную жизнь.

В первой половине XIX в. историческая наука развивалась под влиянием таких мощных течений в общественной мысли, как классическая немецкая философия, особенно теория объективного идеализма Гегеля, английская политическая экономия, в частности анализ капиталистической экономики Д. Рикардо, и французские социалистические концепции, получившие свое наиболее яркое проявление в трудах утопистов-социалистов Ш. Фурье и А. Сен-Симона.

Одним из выдающихся историков XIX в. и крупнейшим специалистом в области римской истории был Георг Бартольд Нибур, профессор университетов в Берлине и Бонне (1776—1831). Нибур является создателем историко-критического метода, на основе которого историческая наука работает до сих пор. С точки зрения Нибура, любой источник несет в себе позитивную информацию, которая может быть скрыта под различными переработками и последующими толкованиями. Поэтому задача историка состоит в том, чтобы очистить источник от имеющихся наслоений, открыть исторически достоверное, подлинное ядро. Свой подход к источникам и источниковедческой критике Нибур блестяще продемонстрировал на разборе легендарной традиции о возникновении Рима. Нибур отыскал в ней достоверное ядро, в частности, он считал, что римская традиция о раннем Риме основана на древнейших песнях, в которых содержится реальная информация о раннем Риме. В своем труде «Римская история» (т. I—III, 1811—1812) Нибур дал не только образцы критики источников, он предложил также новое и более глубокое понимание исторического процесса возникновения Рима. Нибур рисует картину развития римского общества от родового строя к государственному, основанному на территориальных началах. В ходе этого развития важную роль играет борьба плебеев с патрициями, а в ней Нибур намечал линию противоборства мелкого и крупного землевладения. Ряд положений Нибура: родовое устройство как исходная ячейка исторического развития римлян, а также других народов, возникновение Рима из разных этнических элементов, трактовка происхождения патрициев и плебеев (теория «первоначального гражданства патрициев»), роль законодательства Сервия Туллия в развитии римского государства — были крупными открытиями в области ранней римской истории.

Из русских ученых наибольший вклад в изучение римской истории в первой половине XIX в. внесли профессора Московского университета Д.Л. Крюков, Т.Н. Грановский и С. В. Ешевский.

1.2. Особенности женщины в древнеримской традиции

В древнеримской традиции женщина не мыслилась вне замкнутых рамок фамилии, где протекала вся ее жизнь. Внутри фамилии, основной хозяйственной ячейки общества, жизнь мужчины и женщины существенно различалась по роду занятий, объекту трудовой деятельности, формам времяпрепровождения, нормам поведения. Это ясно сформулировано Колумеллой: «Домашний труд был уделом матроны, потому что отцы семейств возвращаются к домашним пенатам от общественной деятельности, отложив все заботы, будто для отдыха»).

На женщине в семье лежало немало обязанностей. Долгое время в ее обязанности входила выпечка хлеба для домочадцев, пока его производство не переместилось в хлебопекарные мастерские. Но значительно более важной обязанностью женщины, сохранившейся до I в. н.э., считалось обеспечение членов фамилии одеждами и уход за ними. Главное место при этом занимало прядение и ткачество. Организовать труд служанок, надзирать за ними, прясть самой вместе с ними было не только первейшей обязанностью хозяйки, но и, судя по литературным данным, также той стороной женской деятельности, которая по традиции была окружена наибольшим престижем и уважением и придавала ей облик идеальной римской матроны. В свадебной процессии за невестой несли веретено и прялку – colus и fusus, призванные символизировать не только ее будущие занятия, но также моральную чистоту, скромность, верность мужу. Именно такая женщина-мастерица, чтящая своего мужа, покорная жена, бережливая хозяйка предстает в римской литературе как «прекрасная женщина» – mulier pulcherrima.

Связь моральных достоинств женщины именно с домашним ткачеством была с давних пор глубоко укоренена в сознании римлян.

Тит Ливий, излагая легенду о Лукреции, в другой жанрово-стилевой традиции, существенно сократив ее и переставив многие акценты, тем не менее счел необходимым сохранить тот же контраст. Тарквиний и его спутники «застают Лукрецию занятой и в позднюю ночь пряжей шерсти среди служанок, работавших при огне в одном из внутренних покоев,– не то что царские невестки, которые предстали перед ними за роскошным пиром, окруженные сверстницами-подругами».

Тарквиний Гордый в римской традиции – воплощение тирании, произвола, жестокости, олицетворенное зло и полная противоположность нравственным представлениям о римском республиканском строе. В легенде условному образу злодея соответствует и негативно поданный условный образ женщины из его семьи, которому противостоит нравственно безупречный образ Лукреции, безвинная гибель которой и послужила поводом для изгнания царей из Рима и установления республики. В приведенных отрывках обработка шерсти, прядение и ткачество предстают как сущностная черта хозяйственной деятельности и быта фамилии, характеризующая также атмосферу моральной чистоты ее женских представительниц. Для читателей времени Августа и Тита Ливия ткачество оставалось, по-видимому, наиболее внятным и точным символом идеализированного староримского семейного уклада и нравственной чистоты женщины-хозяйки.

Эти взгляды накладывались и на современную им действительность. Тибулл умоляет возлюбленную оставаться ему верной, чистой (casta) и в его отсутствие проводить время за прялкой в окружении старых женщин. Он также описывает юных девушек и, дабы подчеркнуть их прелесть и чистоту, рассказывает, как они прядут и ткут, собравшись вместе. По словам Светония, император Август, стремившийся возродить фамилию в том виде, какой она была у предков, часто ходил в одеждах, вытканных женщинами его семьи. Это должно было служить своеобразным символом нравственной чистоты, царящей в доме императора. У Апулея, автора более позднего времени, жена декуриона, о целомудрии которой шла молва (famosa castitate), также занималась домашней обработкой шерсти.

.................................................................

Эти кардинальные изменения в производстве, несомненно, наложили отпечаток на стиль жизни, облик, бытовое положение женщин-прях древнего Рима и на отношение к ним в обществе. Производственная ситуация это лишь одна сторона проблемы. Важная сама по себе, она в то же время позволяет углубить и скорректировать выводы об особенностях социально-психологической и историко-культурной жизни римского общества того времени. Дело в том, что до определенной поры старинные обычаи и ретроспективно восстанавливаемые нормы, вообще все то, что называлась «нравами предков», были не только изжитой противоположностью, но и органичной составной частью реальной действительности. Лишь вместе они образовывали ту особую конкретную историческую среду, в которой протекала жизнь римлянина и которая характеризовалась, в частности, упадком домашнего ткачества в повседневной практике и стремлением восстановить его на уровне идеала и нормы. Уходя из жизни как производство, домашнее ткачество оставалось в ней как идеальный нравственный образ и ценность.

Отмеченное выше сообщение Светония о том, что Август ходил в одежде «только домашнего изготовления, сработанной сестрой, женой, дочерью или внучками», сам факт, что биограф специально упоминает об этом обстоятельстве, указывает на исключительность подобной ситуации в высших социальных слоях этой эпохи. Зная «реставраторские» тенденции Августа в области идеологической политики, нетрудно догадаться, в чем состоял пропагандистский смысл этого демонстративного жеста – противопоставить патриархальные нравы, якобы царившие в его семье, и домашнее ткачество как их наглядное выражение распущенности, царившей в других семьях, где одежд дома не ткали. Известный по тому же Светонию и другим источникам моральный облик Ливии и, особенно, Юлии тоже не оставляет сомнения в том, что домашнее прядение и ткачество и связанная с ним моральная поза были для семьи Августа чистой цитатой из Тита Ливия, театральным действием, призванным утвердить то, чего давно нет. Но в то же время на кого-то ведь этот жест был рассчитан и рассчитан с целью вызвать не комический или театральный, а жизненный, нравственный, вполне реальный эффект.

В политике Августа и в самых различных областях всегда ощущается тонкое и точное знание общественных взглядов и настроений. И если он на глазах у всех возрождал в своей семье домашнее ткачество, значит он знал, что это импонирует очень многим, что не один pater familias хотел бы видеть женщин своей семьи за этим занятием, что домашнее ткачество, следовательно, не пустая выдумка, «просто то, чего нет», а существует как ценность для общественного сознания, ценность, жившая до тех пор, пока жива была вся консервативная аксиология, восходившая к порядкам старой римской гражданской общины.

Теперь посмотрим, каково же было место работников ремесленных мастерских и прежде всего женщин, связанных с товарным производством, в сложной системе микроколлективов и объединений в древнем Риме. Как известно, ремесленники в древнеримском обществе организовывались в профессиональные объединения – коллегии, первые из которых, согласно традиции, были созданы еще во времена правления Нумы. Эти коллегии широко распространились в античном обществе, и о их существовании в Помпеях свидетельствуют надписи, оставленные ремесленниками различных профессий. Свою коллегию имели работники, занятые первичной обработкой шерсти, валянием войлока и сукна, а также стиркой одежд из шерсти и традиционно называемые фуллонами. Издавна отдельную коллегию имели и красильщики. Общие интересы, которые возникали в процессе труда, вели к осознанию работников одной профессии как единой общественной группы, оформляющейся в коллектив с новыми дружескими связями, распространявшимися и за пределы трудового процесса.

Развитие производства сопровождалось дальнейшим разделением труда и созданием новых мастерских, в которых работники специализировались на более узком наборе операций. С развитием производительных сил изменилось и содержание профессии фуллонов. Эпиграфические источники из Помпей, датируемые после землетрясений 62 г. н.э., донесли до нас названия новых ремесленных специальностей – lanifricarius и coactiliarius. Работники этого профиля трудились на оборудовании, связанном с узким кругом операций, исключающим валяние сукна. Это показывает, что ремесла коактилиариев и ланифрикариев в то время оформились как самостоятельные ремесла в городе, существовавшие рядом с ремеслом фуллонов. Хотя литературные источники о первых умалчивают, но термины, обозначающие валяние войлока (cogere) и войлочную одежду (coacta vestis), известны и Варрону, и Плинию/ Причем Плиний сообщает об одежде из войлока в том месте, где говорит о ремесле фуллонов. А замечание Варрона о том, что «когда валяют войлочную материю, у фуллонов это называется conciliari» войлока первоначально было одной из функций фуллонов. Промывка и очистка шерсти также проводились ими. Согласно надписи, владелец мастерской I, 4, 26 Дионисий называл себя фуллоном, хотя в ней отсутствовали чаны для валяния сукна, а оборудование могло использоваться только для мытья и очистки шерсти, т.е. здесь была мастерская ремесленников, которые сами себя называли ланифрикариями.

Ланифрикарии полностью отличались от фуллонов по объекту и формам трудовой деятельности. Однако они, как и Дионисий, осознавали себя членами коллектива фуллонов, и это ясно свидетельствует, что они находились в одной коллегии с фуллонами. В то же время коактилиарии отличались от фуллонов не только по набору рабочих операций и оборудованию, на котором они трудились, но и осознавали себя как отдельную группу среди помпейских шерстоделов, требуя от лица всех работников данной профессии избрания в городские магистраты угодного им кандидата.

На фоне активной жизнедеятельности ремесленных коллегий в Помпеях особняком стоят работники ткацких мастерских. У них начисто отсутствуют какие-либо следы организации в товарищество типа ремесленной коллегии и вообще какой-либо политической деятельности. Несмотря на довольно большое количество надписей, дошедших из текстрин, среди них полностью отсутствуют надписи по предвыборной борьбе за городские магистратуры как от отдельных работников, так и от коллегии ткачей, в то время как ремесленники других профессий, и коллегиями и в одиночку, в многочисленных надписях рекомендуют кандидатов на городские магистратуры. Причем, как явствует из надписей, ни рабское положение, ни принадлежность к женской половине человечества (участие женщин в выборах в древнем Риме было исключено) не мешало тому или иному участию в предвыборной политической борьбе. Ткачи же в Помпеях, хотя и были грамотны, оставили надписи в основном насмешливого, оскорбительного и скабрезного содержания. Такое явление не случайно. Оно отражает обособленное положение работников ткацких мастерских в римском обществе, не схожее ни с одной группой ремесленников.

.....................................................................

Глава 2. Особенности религиозной жизни и быта древнеримских женщин

2.1. Божества у женщин в древнеримском обществе

В обширном пантеоне римских божеств мы встречаем трех богинь, которым поклонялись исключительно женщины. Это Юнона Люцина, Матер Матута и Добрая Богиня. Поклонения некоторым божествам только определенных социальных групп - не редкость для древних обществ; это свидетельство глубокой архаичности этих культов.

Можно считать доказанным, что первые два культа - чисто италийского происхождения. Раскопки в Сатрике и в Риме доказывают существование храмов Матер Матуты в этих городах уже в VI в.до н.э. Храм Юноны Люцины, согласно Плинию Старшему (NH, XVI, 235), был построен в 379 г. до н.э. Таким образом, в III в. до н.э., когда началось иноземное влияние на италийскую религию, этим богиням уже поклонялись. Свидетельств, прямо подтверждающих или опровергающих италийское происхождение Доброй Богини, мы не имеем. Как представляется, это связано с исключительно тайным характером ее культа. Например, право знать истинное имя этой богини имели лишь женщины (Сic., de harusp. resp., 37). О поклонении Доброй богини в Риме мы можем с уверенностью говорить только с последней трети II в. до н.э. Однако, благодаря эпиграфическим памятникам, нам известно, что ее почитали по крайней мере до III - IV вв. н.э. Что касается Матер Матуты и Юноны Люцины, сложно установить время, когда им перестали поклоняться. По крайней мере в начале империи их культы еще существовали.

Территория распространения культа Юноны Люцины - Лациум и Кампания. Вполне возможно, она была хорошо известна и за пределами этих областей, однако этому нет достаточно убедительных доказательств. Матер Матута была почитаема в Лации, Умбрии, Кампании. Особенно был известен ее храм в Сатрике, раскопки которого проводились в конце 1896 и в 1970-х годах. Культ Доброй Богини был распространен также в Лации, в области сабинов, Цизальпинской Галлии, Нарбоннской Галлии. Даже в Верхней Мезии встречается посвящения этой богине. Но в Риме эта богиня пользовалась чрезвычайной популярностью (половина всех дошедших до нас надписей - оттуда).

Празднества в честь Юноны Люцины, богине, к которой обращались во время родов, назывались Матроналии. Это одни из самых известных празднеств в Древнем Риме. Они справлялись ежегодно в одно и то же время (sacra stativa) - мартовские Календы. Характерно, что до 153 г. до н.э. эта дата совпадала с празднованием Нового года. В Матроналиях как священнодействиях могли принимать участие лишь матроны, как это видно из самого названия - т.е. почтенные, замужние женщины, состоявшие в любом из трех законных видов брака. Нам ничего не известно о самих священнодействиях, которые в Риме могли проводится в храме Юноны Люцины на Эсквилинском холме или в священной роще, посвященной этой богине, находившейся, по сообщениям древних авторов, там же. Однако нам ясно, чем сопровождался этот праздник - женщинам делали подарки (причем даже супруги, хотя обычно подарки между мужем и женой были запрещены). Женщины нарядно одевались в этот день, праздник сопровождался цветами.

..............................................

Заключение

В древнеримском обществе у женщины отсутствовало даже личное имя. Женщина именовалась по родовому имени с добавлением прилагательных «старшая» или «младшая», а также числительных «первая», «вторая», «третья» и т.д. До замужества социальное положение и юридическая ответственность женщины определялась её семьёй - ее отцом и братьями, а после - социальным положением мужа. Изменения в социальном положении женщины связаны, прежде всего с тем, что общество, система власти и общественное производство всё глубже проникают в частную жизнь человека. ......................................................... Это ведёт к её относительной свободе, разрушению семьи, как таковой. То, что определяло ценность женщины в догородском обществе (её способность к домашнему труду, воспроизводству рода своего господина, дипломатическому знаку взаимодействия различных племенных групп и т.п.), дополняется новым свойством – рабочей силой, способной превратиться в товар.

 

Список литературы

  1. Абдурахманова И.В. Учебник по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007

  2. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран. Учебник. М., 2008

  3. Вологодин А.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник. М., 2008

  4. Дионисий Галикарнасский. Римские древности: В 3. т. Т. 1. / Пер. с древнегреч. Отв. ред И. Л. Маяк. – М.: Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. – Т. I-III.

  5. Игнатенко А.В. История государства и права зарубежных стран. М., 2008

  6. Крушило Ю.С. "Хрестоматия по истории древнего мира”. М., 2004

  7. Кузищин В.И. " История Древнего Рима”. М., 2007

  8. Немировский А.И. "У истоков исторической мысли”. М., 2007

  9. Сажина В.В. История государства и права зарубежных стран. М., 2006

  10. Саломатин А.Ю. История государства и права зарубежных стран. Учебник для вузов. М., 2008

  11. Струве В.В. "Хрестоматия по истории древнего мира”. М., 2006.

  12. Тит Ливий. История Рима от основания Города. В 3 т. Т. 1. КН. I-Х. М.: «Ладомир». 2005.

  13. Третий том истории древнего мира. М., 2005

  14. Полибий. Всеобщая история. Пер. с греч. и комментарии Ф.Г. Мищенко. Том I. СПб.: "Наука", "Ювента", 1994. — 496 с. —

  15. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2007

  16. Томсинов В.А. История государства и права зарубежных стран. Хрестоматия. М., 2006

  17. Федоров К.Г. Учебник по истории государства и права зарубежных стран. М., 2007

  18. Хрестоматия по истории Древнего Рима. Москва, Высшая школа 2007.

  19. Утченко С.Л. "Политические учения древнего Рима 3-1 вв. до н.э. М., 2005

  20. Ягур Н.Н. История государства и права зарубежных стран. М., 2004. 

Категория: История | Добавил: admin | Теги: Женщина в древнеримском обществе, древний Рим
Просмотров: 698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: