Четверг
02.05.2024
13:24
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Языкознание

Основные черты провокационной и императивной речи
03.10.2010, 20:57

Основные черты провокационной и императивной речи

СОДЕРЖАНИЕ
Введение        2
Глава 1. Императивная речь        4
§ 1. Особенности императивной речи        4
§ 2. Примеры императивной речи        11
Вывод по главе I        13
Глава 2. Провокационная речь        14
§ 1. Основные черты провокационной речи        14
§ 2. Примеры провокационной речи        16
Вывод по главе II        21
Заключение        22
Список литературы        23
 
Введение
 Вряд ли можно сомневаться в том, что знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни нашей страны нас мало людей, которым не приходится говорить публично. Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся профессора, преподаватели, агитаторы, пропагандисты, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь главнейшее оружие. Нет спора, что речь прежде всего требует мыслей и мыслей. Но бесспорно и другое: самая содержательная и интересная речь не будет иметь успеха и не про наведет сильного впечатления, если она произнесена серым языком, да еще вяло и скучно. Что говорить оратору укажет логика на основе точного знания предмета, о котором идет речь. Как говорить этому учит искусство речи. Настоящий оратор обязан уметь не только правильно говорить, он должен владеть мастерством публичных выступлений, то есть знать наиболее совершенные методы построения речи, постичь искусство произнесения ее, уметь говорить сжато, впечатляюще, образно. Речь идет не о том, чтобы уметь убогое содержание прикрывать красивым изложением. Яркая, интересная мысль должна высказываться в хорошей форме. Это достигается постоянным совершенствованием ораторского мастерства, изучением лучших образцов ораторского искусства и литературы в этой области знаний. Не все ораторы это понимают, и, вероятно, поэтому иные выступления, будучи нередко безупречными по содержанию, страдают бедностью языка, отсутствием образов, а следовательно, слушаются без интереса и зачастую просто усыпляют. Нужна большая взыскательность к своим речам.
Ораторство является одним из сильнейших рычагов культуры.
Исходя из вышесказанного, выбранная мною тема «Основные черты провокационной и императивной речи», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть основные черты провокационной и императивной речи.
Задачи:
  1. Рассмотреть особенности императивной речи и привести примеры императивной речи;
  2. Показать особенности провокационной речи, а также привести ряд примеров провокационной речи.

Глава 1. Императивная речь

 § 1. Особенности императивной речи

Ритуальная и провокационная речи не являются самыми главными и речевой коммуникации. Когда мы обращаемся к человеку, т.е. являемся инициатором речи, чаще всего хотим воздействовать на его эмо­циональное состояние: понравиться ему, польстить, унизить, разозлить и т.п. Эта функция речи называется "заставить почувствовать", т.е. вызвать эмоции.
В первую очередь хочется вызвать ту эмоцию, которую человек испытывает сам. Это явление носит название конгруэнтности (математический термин, который означает подобие). Почувствовать конгруэнтную эмоцию это значит почувствовать то же, что ощущает говорящий. В этой ситуации происходят сложные эмоциональные события, которые подчас вводят нас в состояние подопытных кроликов, так как в соответствии с известной психологической закономерностью людям свойственно обмениваться своим душевным состоянием. Эта закономерность универсальна. Почему, испытывая сильное чувство, нам хочется поделиться им с окружающими? Потому что сама по себе эмоция трудна, она представляет собой немалую нагрузку на централь­ную нервную систему. В тот момент, когда человек "разряжается", т.е. передает ее во внешний мир другим людям, напряжение спадает, и не­рвная система приходит в более уравновешенное состояние.
 

§ 2. Примеры императивной речи

 Лев Толстой

"ВОЙНА И МИР" (т. 3, часть 1, гл. III)

1. Письмо Александра Наполеону после перехода французами Немана:
"Государь брат мой! Вчера дошло до меня, что, несмотря на прямодушие, с которым соблюдал я мои обязательства в отношении к Вашему императорскому величеству, войска Ваши перешли русские границы, и только лишь теперь получил из Петербурга ноту, которою граф Лористон извещает меня, по поводу сего вторжения, что Ваше величе­ство считаете себя в неприязненных отношениях со мной, с того време­ни как князь Куракин потребовал свои паспорты. Причины, на кото­рых герцог Бассано основывал свой отказ выдать сии паспорты, никог­да не могли бы заставить меня предполагать, что поступок моего посла послужил поводом к нападению. И в действительности он не имел на то от меня повеления, как было объявлено им самим; и как только я узнал о сем, то немедленно выразил свое неудовольствие князю Куракину, повелев ему исполнять по-прежнему порученные ему обязанности. Еже­ли Ваше величество не расположены проливать кровь наших поддан­ных из-за подобного недоразумения и ежели Вы согласны вывести свои войска из русских владений, то я оставлю без внимания все проис­шедшее, и соглашение между нами будет возможно. В противном слу­чае я буду вынужден отражать нападение, которое ничем не было воз­буждено с моей стороны. Ваше величество, еще имеете возможность избавить человечество от бедствий новой войны.
 
Заключение
 В каждом из нас, заложен «ген» риторических способностей. Но мы обвиняем школу и вуз, что этот «ген» так и не получил должного развития. Вместе с тем часто и не подозреваем, какие колоссальные, поистине неисчерпаемые возможности в совершенствовании творческих способностей заложены в нас самих и как эффективно они могут проявиться при овладении ораторским мастерством, приемами и правилами делового общения.
Уже Платон показал, что риторические приемы можно использовать в самых различных целях: «…Очень часто талантливые ораторы вместо истины больше предпочитают правдоподобное слово… силою своего слова они заставляют малое казаться большим, а большое малым… по любому поводу у них наготове то сжатые, то беспредельно большие речи…».
 
Список литературы
  1.  Башев И.Л. Принципы риторики. М., 2001;
  2. Ипполитова Н.А. Риторика. М., Весь, 2006
  3. Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. Московский университет, М., 1999;
  4. Кохтев Н.Н.Риторика. Московский университет, М., 2000;
  5. Лобанов И.Б. Риторика. М.: Высшее образование, 2006.
  6. Львов М. Р., «Деловая риторика», М., 2000;
  7. Панов М. И. Введение в риторику. М.: Российский открытый университет, 2005.
  8. Пешков И. В. М. М. Бахтин: от философии поступка к риторике поступка. М.: Лабиринт, 2006. 176 с.
  9. Публий Корнелий Тацит  Диалог об ораторах // Соч. в 2-х т. Т 1. М.: Ладомир, 2003.
  10. Рузавин Г. И. Методологические проблемы аргументации. М.: ИФРАН, 2005.
Категория: Языкознание | Добавил: admin | Теги: провокационная речь, императивная речь
Просмотров: 2606 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: