СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Понятие культурного прогресса и его критерии 4
2. Виды культурного прогресса. Проблемы прогресса в образовании и культуре 6
3. Мировое культурное наследие как основной ресурс саморазвития человечества 17
4. Эволюция и революция в культуре 24
Заключение 32
Список литературы: 33
Введение
XVIII в. называют в Европе веком разума, хотя принципы рационализма начали утверждаться еще раньше, в XVII в., когда успехи естествознания и математики стимулировали новое учение о познании в противовес средневековой схоластике. Декарт разработал рационалистический метод познания и выдвинул концепцию о «врожденных идеях». В противовес ему Локк утверждал, что не существует «врожденных идей», а поэтому нет и людей «голубой крови», претендующих на особые права и преимущества. Его мысли о воспитании человеческой личности и роли социальной среды в этом процессе легли в основу многих философских, социологических и идеологических идей Просвещения. Все просветители были почти единодушны в том, что если человека формирует опыт, то это должен быть разумный опыт, ибо разум — главный критерий истины и справедливости. Следует отметить, что широкое распространение среди французских просветителей получил сформулированный Локком принцип разделения властей. Интересно, что именно в английском Просвещении родился прагматизм — философия выгоды, которая является «конкретной, практичной и развлекательной» (Р. Портер). Ее появление связано с тем, что деньги стали «новым культом» эпохи с ее гражданским и политическим порядком. Французское Просвещение, направленное в целом против феодализма и абсолютизма, состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Представители старшего поколения — Монтескье и Вольтер тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу конституционно-монархической Англии. Они рассчитывали на «разумное сочетание» интересов буржуа и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто не отстаивали атеистическое мировоззрение.
Выбранная мною тема «Культура и общественный прогресс», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – анализ взаимосвязи культуры и общественного прогресса.
Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения и списка литературы, который составляет наименований.
Список литературы:
-
А.А. Радугин. Культурология. Курс лекций. М., 2001;
-
А.Н. Быстрова. Мир культуры. Основы культурологии. Учебное пособие.М., 2000;
-
Зуев. История России. Учебник. М.,1998;
-
Н.В. Ревская. Концепции современного естествознания. СПб., 2001;
-
С.Р.Микулинский, Л.А.Маркова, Чем интересна книга Т.Куна "Структура научных революций”. Послесловие к рус.изд.кн. - В кн.: Кун Т. Структура начных революций. М., Прогресс, 1977;
-
Ст.Тулмин, Человеческое понимание, М., Прогресс, 1984
-
Т.Кун, Структура научных революций, М., Прогресс, 1977;
-
Ю. Г. Волков. Социология. М., 1999.
|