Предприятия социально-культурной сферы как субъекты и объекты рыночной экономики
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предприятия социально-культурной сферы как субъекты и объекты рыночной экономики. 4
1.1. Общая характеристика отраслей социально-культурной сферы 4
1.2. Учет деятельности учреждения культуры 19
Глава 2. Актуальные направления реформ в социально-культурной сфере 27
Глава 3. Практическая часть 31
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Введение
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Идея о примате социально-культурной сферы, о том, что в современном социуме именно эффективная деятельность ее социальных институтов, прежде всего образования (или даже шире – просвещения) и науки, имеет ключевое значение, оказывает решающее влияние на сегодняшнее функционирование и перспективы развития общества, поистине выстрадана человечеством. Однако в нашей стране этот факт, доказанный многолетним мировым опытом, исследованиями и практикой общественной жизни, в лучшем случае признается на словах, а на деле поддержка отраслей социально-культурной сферы в России была и остается второстепенным элементом государственной политики. Под это нередко подводится экономическое "обоснование”: дескать, главное – обеспечить развитие материального производства, что автоматически позволит решить проблемы так называемой "непроизводственной сферы”.
В нашей работе социально-культурная сфера будет предполагать театры, библиотеки, клубы и музеи.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Предприятия социально-культурной сферы как субъекты и объекты рыночной экономики.
1.1. Общая характеристика отраслей социально-культурной сферы
Социальная сфера — часть социально-трудовой сферы, включающая отрасли социально-культурного комплекта — образование, здравоохранение, культура, спорт, физкультура, туризм, санаторно-курортная область, жилищно-коммунальное хозяйство. В литературе также используется расширительное толкование социальной сферы как социальной среды, а также окружающих человека общественных, материальных и духовных условий его существования, формирования и деятельности.
Характеризуя культуру как отрасль социальной сферы, следует заметить, что в Российской Федерации миллионы людей посещают учреждения культуры. В данной отрасли трудятся семьсот тысяч человек, находится 82 тысячи памятников истории и культуры,56 тысяч клубных учреждений, 527 парков культуры и отдыха, 310 высших средних учебных заведений; 52,2 тыс. библиотек посещают 59,3 .Сорок миллионов посещений кинотеатров и киноустановок. В 523 театрах число зрителей составляет 27,7 млн.; 247 концертных организаций посещают 18,6млн. человек; 2,3 тыс. детских музыкальных ,художественных, хореографических школах и школах искусств занимается 1225,5 тыс. учащихся.
Главными особенностями положения дел в отраслях социально-культурной сферы в 2004 г. стало ощутимое сокращение их финансирования из федерального бюджета, образование устойчивой задолженности государства по выплате заработной платы, вызванный этим высокий уровень забастовок. Продолжающаяся деградация деятельности государственных и муниципальных систем здравоохранения, образования, культуры вплотную приблизила их к ситуации, когда дальнейшее функционирование всей совокупности социально-культурных учреждений невозможно, и неизбежным становится обвальное приостановление их деятельности.
Прогноз развития отраслей социально-культурной сферы до 2008 года предусматривает реализацию в краткосрочный период комплекса мер, обеспечивающих устойчивое развитие образования как основы укрепления и развития общества в целом.
Глава 2. Актуальные направления реформ в социально-культурной сфере
В ходе предвыборной кампании было объявлено, что правительством будет разработана программа проведения социальных реформ. Необходимость создания такой программы вполне очевидна и не требует особых комментариев. Массовая бедность и усиление дифференциации доходов, рост безработицы, развитие процессов социальной дезинтеграции, значительное сокращение расходов государства на социальные цели, размазывание этих средств без пересмотра принятых на себя обязательств, стихийное превращение бесплатных социальных услуг в платные и т.д., - требуют не просто усиления внимания государства к социальной политике, но и ее реформирования.
Для того, чтобы обеспечить рациональное расходование бюджетных средств, необходимо:
-
принять бюджетный кодекс, определяющий порядок контроля органами исполнительной и представительной власти за использованием средств федерального бюджета; обязать федеральные ведомства социального блока, региональные органы отраслевого управления, внебюджетные фонды публиковать подробные планы и отчеты о расходовании их средств;
-
пересмотреть приоритеты и структуру распределения средств, выделяемых государством на социально-культурную сферу; переработать федеральные программы в области здравоохранения, образования, культуры;
-
завершить переход к казначейской системе исполнения текущих расходов федерального бюджета в части социальных трансфертов, что позволит избежать их нецелевого использования региональными властями;
-
ввести в Основы законодательства РФ об охране здоровья, в Закон Об образовании, в Основы законодательства РФ о культуре нормы, обеспечивающие прозрачность финансово-хозяйственной деятельности социально-культурных организаций, финансируемых из бюджета.
Список использованной литературы
-
Деятельность учреждений культуры: Учеб. пособ. – 2-е изд. – М.: МГУКИ, 2000
-
Масштабы и пределы социальной политики Северных стран.//Мировые экономические и международные отношения, -2004- №11.
-
Рождественский И., Шишкин С. Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?//Вопросы экономики,-2004,-№12
-
Поучительный опыт:(уроки социально-экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы)//Российская Федерация.-2004-№18.
-
Киселева Г.Г. Красилъников Ю. Д. Основы менеджмента в социально-культурной сфере, М., 2003
-
Ковальчук А.С. Социально-культурная деятельность. Учебное пособие. Орёл, 2005
-
Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры //Управление персоналом – 2000. -№11 – C. 39-42
-
Тульчинский Г.Л. «Менеджмент в сфере культуры».-СПб: «Лань», 2001
-
Социально-экономическая ситуация и ход реформ в странах Восточной Европы и СНГ:["круглый стол”]//Проблемы теории и практики управления – 2004.-№9.
|