Суббота
04.05.2024
10:50
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Педагогика

Коллективное творческое дело как средство нравственного воспитания младших школьников
02.03.2010, 12:29

Коллективное творческое дело как средство нравственного воспитания младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1. НРАВСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 3

1.1. Формирование нравственности в игре 5

1.2. Нравственная значимость учения 21

1.3. Формирование нравственности в труде 22

2. РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОЛЛЕКТИВЕ 23

2.1. Коллектив – необходимое условие воспитания школьников 24

3. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКА ПРИ ПОМОЩИ КОЛЛЕКТИВНОГО ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА 26

3.1. Этапы КТД 26

3.2. Коллективные творческие дела 28

4. МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ВЫЯВИТЬ УРОВЕНЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 29

4.1. Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной 29

4.2 ТАТ 37

РЕКОМЕНДАЦИИ 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 46

Введение

Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

В этом заключается актуальность исследования проблемы нравственного воспитания в учебной деятельности.

Ученые Н.И.Болдырев, Л.И.Рувинский, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович, и многие другие исследовали нравственное воспитание в разных аспектах. Но именно осуществление задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не исследовано. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработать научно-обоснованную методику нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

В решении данной цели, мы опираемся на теорию деятельности. А любая деятельность - есть деятельность по решению задач. (Г.И.Вергелес.)

Объект исследования - учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в формировании учебной деятельности.

 

 

1. Нравственное поведение младших школьников

Нравственность - один из основных способов нормативной регуляции .действий человека в обществе; особая форма сознания и вид общественных отношений.

Принципы нравственности поддерживают и контролируют определенные общественные устои, строй жизни и формы общения (или, напротив, требуют их изменения) в самой общей форме, в отличие от более детализированных норм. Нравственная норма - не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а требование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей, и следовать безусловно. Нравственные нормы воспроизводятся повседневно силой массовых привычек, велений и оценок общественного мнения, воспитываемых в индивиде убеждений и побуждений. Выполнение требований нравственности может контролироваться всеми людьми без исключения и каждым в отдельности. Авторитет того или иного лица в нравственности не связан с какими-либо официальными полномочиями, реальной властью и общественным положением, но является авторитетом духовным, т. е. обусловленным его моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного требования в том или ином случае. Адекватной формой нравственной регуляции является саморегуляция. Сила и оправдание моральных требований состоят в том, что субъект должен обращать их на себя и только через опыт собственной жизни предъявлять и другим. (2, с. 123)

Общественная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы формировать у подрастающего поколения устойчивое моральное поведение и нравственные чувства, выработать навыки и привычки, соответствующие образу жизни, развивать у молодежи собственное активное отношение к жизни и конкретной деятельности, формировать привычку руководствоваться чувством общественного долга. Осмысление учащимися своих отношений к обществу, людям, себе, корректировка этих отношений на основе высоких моральных критериев являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самовоспитания школьников. Что же такое нравственное поведение: «Это внешнее проявление в практической деятельности личностных установок… Это взгляды, убеждения человека». Именно с таких позиций рассматривают учителя нравственное поведение учащихся, добиваясь органичного единства слов и поступков. Нравственное поведение характеризуется тем, что поведение каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий. Становление нравственного поведения связано с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. ...........................................

2. Развитие нравственного поведения в коллективе

Воспитывая каждого ученика, учитель не должен забывать, что тот одновременно входит в несколько коллективов. Если одному коллективу свойственно появление таких разносторонних чувств, а другой отличается грубоватостью, то это сказывается на поведении ученика, входящего в разные коллективы. В дошкольные годы и в начальных классах дети вполне удовлетворяются тем, что собрали, например, машину LEGO для игры, привели в порядок рабочие места и класс. Без сомнения, это поведение нравственно, оно развивает ответственность. Но вскоре им захочется большего – создать что-либо значительное. Ученик строит перспективы своего дальнейшего поведения, чувствуя прилив возрастающих сил. Он стремится к самостоятельности и проявлению собственной инициативы, и вот тут разнообразные виды коллективов предоставляют ему богатейшие возможности для самовыражения.

Воспитание нравственного поведения нацелено на то, чтобы каждый воспользовался возможностями, предоставленными ему в коллективе для его развития, и мог бы вернуть обществу полученное. Коллектив, развивая нравственный потенциал личности, помогает полнее раскрыться ее индивидуальным свойствам в деятельности на благо коллектива, общества.

Формы проявления активность коллектива и отдельного ученика зависят от конкретных условий и заинтересованности педагогов. Например, если у школы есть увлеченный учитель биологии, то можно перенять опыт этой школы и устроить террариум и т.п. Активность учителей физической культуры – это массовое увлечение спортом учеников, что открывает путь инициативности, самостоятельности учащихся.

В разных коллективах с учетом конкретных условий и возможностей может быть свое определенное поле деятельности, своя сфера активного приложения сил: музыкальная, художественная, техническая и т.д. Целевая направленность деятельности во многом зависит от педагогического состава школы, позиции директора, родительского актива и от интересов и склонностей учащихся. Здесь возникает нравственно воспитывающая ситуация, когда достижение личного успеха тесно связано с достижением успеха общего.

2.1. Коллектив – необходимое условие воспитания школьников

В центре изучаемой темы – жизнедеятельность коллектива. Это сложное социальное и психолого-педагогическое явление аккумулирует в себе деятельность и общение. Жизнедеятельность коллектива предполагает широкую совокупность жизненных ситуаций, обстоятельств. Поэтому коллективная жизнедеятельность способна выступать источником нравственного формирования и развития личности. В силу определенных свойств она должна быть эмоционально насыщенной, интересной; удовлетворять потребность в сильных и ярких переживаниях, отличаться высокой идейно-нравственной, творческой активности личности. В этом случае в коллективной жизнедеятельности оказывается возможным реализовать важнейшие отношения человека к миру, вызвать развитие его многосторонних способностей. В ходе развития коллектива с усложнением его жизнедеятельности трансформируется мотивы участия в ней, становясь, все более ценными в своем идейно-нравственном содержании и реализуясь в адекватных делах и поступках. Элементами или компонентами этой потенциальной сферы становятся ценностные ориентации, самооценка, идеалы и жизненные цели личности, которые можно рассматривать как личностные образования, которые обеспечивают новый уровень ее нравственного формирования. Такое накопление новых возможностей внутри существующей организации является одним из важнейших критериев прогрессивного развития. (6, с. 241)

.............................

Рекомендации

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.

Формирование личности ребенка школьного возраста происходит в условиях детского коллектива. Влияние коллектива на личность оптимально тогда, когда каждый ребенок занимает в коллективе адекватное своим возможностям место, становится незаменимой личностью. Это приводит к развитию чувства собственного достоинства, которое заставляет ребенка без внешнего побуждения действовать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит школьника, даже младшего перед необходимостью элементарного самовоспитания и самообразования, без которых вообще невозможно развитие, в том числе и нравственное. Педагогическая задача в том, чтобы сам ребенок осознавал эту необходимость и действовал в направлении ее реализации.

...............................

Заключение

Коллективные игры дают прекрасные уроки нравственного поведения. Учение также несет нравственную значимость. От требования «ты должен» к состоянию «я хочу» приводит человека его личное отношение к тому, что он делает. Для этого нужны повторения, упражнения в повседневном нравственном поведении, закрепление моральных привычек в практическом опыте всей деятельности.

В работе рассматривается развитие личности школьника в коллективе. Какие этапы развития преодолевает коллектив, а вместе с ним и школьник. Какая жизнедеятельность воспитательного коллектива способна выступать источником развития и нравственного формирования личности школьника. Следует отметить, что процесс нравственного формирования личности в коллективной жизнедеятельности принципиально определяется ее творческим характером. Соединив весь ранее обсуждавшийся материал, мы можем смело сказать, что в воспитании детей необходимо проведение коллективных творческих дел. Суть каждого дела – забот о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях. Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими как их общая задача. Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи,так как творится сообща. .................................

Результаты этого исследования можно довести до сведения родителей на родительском собрании класса. Родители вместе с педагогом должны обратить внимание на необходимость проведения КТД совместно с детьми младшего возраста,так как они способствуют формированию нравственного воспитания.

 

Список литературы:

  1. Айзерман Л.С. Уроки нравственного прозрения. – М.: Педагогика, 1983. – 129 с.

  2. Богопольская Л.А. Как научить доброте. – Л.: Лениздат, 1984. – 62 с.

  3. Болдаревская Е.В. Ценностные основания лично-ориентированного воспитания. – М.: Педагогика, 1995. - № 4. С. 29-36

  4. Гершунский Б.С. Россия: Образование и будущее. – Челябинск: Издательство челябинского филиала ИПО, 1993. –240 с.

  5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.

  6. Казакина М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. – Л.: ЛГПИ, 1983. – 82 с.

  7. Караковский В.А. Грани воспитания: раздумья педагога. – Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во. 1974. – 129 с.

  8. Липкина А.В. Нравственное воспитание. – Начальная школа. – 1994. - № 6. – С. 7-9.

  9. Макаренко А.С. Коллектив и развитие личности. – М.: Педагогика, 1972. – 334 с.

  10. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / Под ред. О.С. Богдановой. – М.: Педагогика, 1979. – 190 с.

  11. Попанарев Л.Н. Нравственное воспитание в трудовом коллективе. – М.: Сов. Россия, 1979. – 175 с.

  12. Разниченко М.А. Трудности взросления младших школьников. – Начальная школа. – 1998. - № 1. С. 25-30

  13. Рашибург Й., Поппер П. Секрет личности / Пер. с венг. – М.: Педагогика, 1983. – 160 с.

  14. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. – М.: Изд-во МГУ, 1981. – 184 с.

  15. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М., Педагогика, 1982. – 128 с.

  16. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Пед. Наследие. М., Педагогика, 1990. – 286 с.

  17. Филонов Г.Н. Воспитание личности школьника. М., Педагогика, 1985. – 486 с.

  18. Харчев А.Г. Социология воспитания: о некоторых актуальных социологических проблемах воспитания личности. – М., Политиздат, 1990. – 220 с.

  19. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение? М., Просвещение, 1986. – 78 с.

  20. Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. М., Педагогика, 1981. – 128 с.

Категория: Педагогика | Добавил: admin
Просмотров: 2878 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/3
Всего комментариев: 1
1 елена  
0
как можно скачать этот документ?

Имя *:
Email *:
Код *: