Проблемы управления качеством образования в ВУЗе
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Вуз как система по предоставлению образовательных услуг 5
1.1. Место вузов в системе образования 5
1.2. Вуз как субъект оказания образовательных услуг 7
1.3. Основные подходы к решению проблемы качества образования в вузах России 11
Глава 2. Системы управления качеством образования в вузах 17
2.1. Описание проблемы 17
2.2. Пути решения проблем 21
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами). Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить вуз. Может ли вуз с его традиционной внутренней средой, явно отстающей от темпов изменения внешней среды, готовить таких специалистов?
Симптомы, которые указывают на проблемы и недостатки в области качества образовательной деятельности, в общем, следующие:
-
нарушение принципа "точно в срок" (задолженности, неявки на экзамены и зачеты, нарушение сроков сдачи курсовых проектов и работ и т. п. Подобное может наблюдаться и со стороны преподавателей вуза);
-
низкая удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых студентам преподавателями вуза (в среднем на уровне 50 %);
-
высокий процент результатов, оцениваемых как "удовлетворительные" и "неудовлетворительные" (может превышать 50 %) и явно недостаточный процент повышенных оценок ("хорошо" и "отлично");
-
стабильность перечисленных факторов во времени или наличие тенденции их усугубления.
Это свидетельствует о низкой эффективности существующей системы обеспечения качества и о воспроизводстве (иногда расширенном) этих недостатков. К этому следует добавить:
-
о качестве вспоминают в основном на заключительном этапе, когда работа завершается, хотя качество связано и с более ранними стадиями: планированием, организацией исполнения, мотивацией;
-
исполнители работ часто в полной мере не понимают, в чем нуждается потребитель и что означает его удовлетворенность для достижения высоких результатов в работе и обучении; они не в полной мере понимают, что такое качество и каково его значение для достижения успеха;
-
низкая мотивация преподавателя к совершенствованию учебного курса;
-
на недостатки качества обращают внимание только тогда, когда они становятся явными и очевидными проблемами;
-
исполнители работ обычно ощущают недостаток обучения приемам качественной работы;
-
поставщики свои проблемы качества передают через поставляемые продукты и услуги потребителю;
-
когда качество вступает в противоречие с затратами, то обычно жертвуют качеством;
-
высокому качеству обычно сопутствуют высокие затраты.
Эти проявления свидетельствуют о непонимании роли качества в достижении долговременных успехов организации, сокращении затрат и повышении производительности труда в целом.
Перечисленные проблемы и недостатки в области качества касаются абсолютно всех сфер деятельности вуза, а молодой специалист получает их в виде своеобразного "приложения к диплому". Это "приложение" совершенно не совместимо с философией полного качества и стратегией, которая становится ведущей идеологией современного бизнеса. Задача вуза дать не только образованного специалиста, но и на практике владеющего инструментами, такими как принципы "точно вовремя" и "ноль дефектов", постоянное улучшение, желание учиться и совершенствоваться и т. п. Далее авторы будут пользоваться терминологией управления качеством, принятой в промышленности для того, чтобы подчеркнуть общность подходов для вуза и предприятия.
Выбранная мною тема «Проблемы управления качеством образования в ВУЗе» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть проблемы управления качеством образования в ВУЗе.
Задачи:
-
Рассмотреть особенности Вуза как системы по предоставлению образовательных услуг;
-
Показать место вузов в системе образования;
-
Рассмотреть основные подходы к решению проблемы качества образования в вузах России;
-
Показать систему управления качеством образования в вузах.
Объект работы – общественные отношения в сфере управления качеством образования в ВУЗе.
Предмет работы – качество образования в ВУЗе.
Список литературы
-
Аветисов А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. 2.
-
Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Антипов С.А., Богданова Н.О., Заика В.С., Лепендина Р.Н. Структура системы контроля качества подготовки специалистов// Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга
-
Белов В.С. Модель организации образовательного процесса в высшем учебном заведении как базис системы оценки качества вуза// Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга Горленко О.А., Радькова Н.О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции / Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда (опыт экспертного анализа) // Высшее образование в России. 1999. 2.
-
Зинетуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва Уфа: Издательство УГАТУ, 1993.
-
Лопухова Т. Диагноз – качество подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001. №4. С.28-34.
-
Нуждин В.Н, Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб.пособие/ Иван.гос. энерг. Ун-т. – Иваново, 2002. – 88с.
-
Тезисы докладов международной научно-технической конференции 13 15 октября 1999 г. Брянск, БГТУ.
-
Пятый симпозиум. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
-
Система качества. Методическая документация. М.: МИСиС, 1999.
-
Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
-
Субетто А.И., Селезнева Н.А. Теоретико-методологические основы качества высшего образования.– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 136с.
-
Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
|