Понедельник
29.04.2024
18:32
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Педагогика

Проблемы управления качеством образования в ВУЗе
13.10.2010, 20:41

Проблемы управления качеством образования в ВУЗе

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение        2
Глава 1. Вуз как система по предоставлению образовательных услуг        5
1.1. Место вузов в системе образования        5
1.2. Вуз как субъект оказания образовательных услуг        7
1.3. Основные подходы к решению проблемы качества образования в вузах России        11
Глава 2. Системы управления качеством образования в вузах        17
2.1. Описание проблемы        17
2.2. Пути решения проблем        21
Заключение        25
Список литературы        26
 
Введение
Образование, в том числе и высшее - это процесс изменения и воспитания человека, придания ему новых качеств и свойств, которых не было ранее. Основной задачей высшего профессионального образования является формирование специалистов, не только способных разрабатывать и использовать методы и средства труда в определенных областях деятельности, но и людей, умеющих действовать и применять полученные знания в новых условиях - условиях конкурентной рыночной экономики. Конкурентоспособность человека на рынке труда определяется отношением его качества и стоимости (потребляемыми ресурсами). Качество специалиста связано с его свойствами, относящимися к способности удовлетворять имеющиеся или предполагаемые потребности социально-экономической системы. Законы конкуренции требуют высокой адаптивности к требованиям рынка и непрерывного совершенствования человека во всех областях деятельности в разрезе идей и принципов всеобщего (полного) качества. Таких новых людей (специалистов) призван готовить вуз. Может ли вуз с его традиционной внутренней средой, явно отстающей от темпов изменения внешней среды, готовить таких специалистов?
Симптомы, которые указывают на проблемы и недостатки в области качества образовательной деятельности, в общем, следующие:
  1. нарушение принципа "точно в срок" (задолженности, неявки на экзамены и зачеты, нарушение сроков сдачи курсовых проектов и работ и т. п. Подобное может наблюдаться и со стороны преподавателей вуза);
  2. низкая удовлетворенность качеством образовательных услуг, предоставляемых студентам преподавателями вуза (в среднем на уровне 50 %);
  3. высокий процент результатов, оцениваемых как "удовлетворительные" и "неудовлетворительные" (может превышать 50 %) и явно недостаточный процент повышенных оценок ("хорошо" и "отлично");
  4. стабильность перечисленных факторов во времени или наличие тенденции их усугубления.
Это свидетельствует о низкой эффективности существующей системы обеспечения качества и о воспроизводстве (иногда расширенном) этих недостатков. К этому следует добавить:
  • о качестве вспоминают в основном на заключительном этапе, когда работа завершается, хотя качество связано и с более ранними стадиями: планированием, организацией исполнения, мотивацией;
  • исполнители работ часто в полной мере не понимают, в чем нуждается потребитель и что означает его удовлетворенность для достижения высоких результатов в работе и обучении; они не в полной мере понимают, что такое качество и каково его значение для достижения успеха;
  • низкая мотивация преподавателя к совершенствованию учебного курса;
  • на недостатки качества обращают внимание только тогда, когда они становятся явными и очевидными проблемами;
  • исполнители работ обычно ощущают недостаток обучения приемам качественной работы;
  • поставщики свои проблемы качества передают через поставляемые продукты и услуги потребителю;
  • когда качество вступает в противоречие с затратами, то обычно жертвуют качеством;
  • высокому качеству обычно сопутствуют высокие затраты.
Эти проявления свидетельствуют о непонимании роли качества в достижении долговременных успехов организации, сокращении затрат и повышении производительности труда в целом.
Перечисленные проблемы и недостатки в области качества касаются абсолютно всех сфер деятельности вуза, а молодой специалист получает их в виде своеобразного "приложения к диплому". Это "приложение" совершенно не совместимо с философией полного качества и стратегией, которая становится ведущей идеологией современного бизнеса. Задача вуза дать не только образованного специалиста, но и на практике владеющего инструментами, такими как принципы "точно вовремя" и "ноль дефектов", постоянное улучшение, желание учиться и совершенствоваться и т. п. Далее авторы будут пользоваться терминологией управления качеством, принятой в промышленности для того, чтобы подчеркнуть общность подходов для вуза и предприятия.
Выбранная мною тема «Проблемы управления качеством образования в ВУЗе» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть проблемы управления качеством образования в ВУЗе.
Задачи:
  1. Рассмотреть особенности Вуза как системы по предоставлению образовательных услуг;
  2. Показать место вузов в системе образования;
  3. Рассмотреть основные подходы к решению проблемы качества образования в вузах России;
  4. Показать систему управления качеством образования в вузах.
Объект работы общественные отношения в сфере управления качеством образования в ВУЗе.
Предмет работы качество образования в ВУЗе.
 
Список литературы
  1.  Аветисов А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. 2.
  2. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России. Антипов С.А., Богданова Н.О., Заика В.С., Лепендина Р.Н. Структура системы контроля качества подготовки специалистов// Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга
  3. Белов В.С. Модель организации образовательного процесса в высшем учебном заведении как базис системы оценки качества вуза// Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга Горленко О.А., Радькова Н.О. Качество образовательных услуг в высшем учебном заведении. Сертификация и управление качеством продукции / Жураковский В., Приходько В., Федоров И. Инженер на рынке труда (опыт экспертного анализа) // Высшее образование в России. 1999. 2.
  4. Зинетуров У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Москва Уфа: Издательство УГАТУ, 1993.
  5. Лопухова Т. Диагноз качество подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001. №4. С.28-34.
  6. Нуждин В.Н, Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб.пособие/ Иван.гос. энерг. Ун-т. Иваново, 2002. 88с.
  7. Тезисы докладов международной научно-технической конференции 13 15 октября 1999 г. Брянск, БГТУ.
  8. Пятый симпозиум. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  9. Система качества. Методическая документация. М.: МИСиС, 1999.
  10. Соколов В.М. Основы проектирования образовательных стандартов (методология, теория, практический опыт). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1996.
  11. Субетто А.И., Селезнева Н.А. Теоретико-методологические основы качества высшего образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. 136с.
  12. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования М.:  Российское педагогическое агентство, 1998.
Категория: Педагогика | Добавил: admin | Теги: Проблемы управления качеством образ
Просмотров: 825 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: