Психология и педагогика
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Психология как наука, ее задачи и методы 2
Тема 2. Методы психологических исследований 2
Тема 3. Проблема личности 4
Тема 4. Методы психологии 6
Тема 5. Проблема диагностики личности 7
Тема 6. Ощущения 8
Тема 7. Восприятия 9
Тема 8. Наблюдательность 10
Тема 9. Внимание 10
Тема 10. Память 11
Тема 11. Мышление 13
Тема 12. Речь 16
Тема 13. Способности 19
Тема 14 Учение о темпераменте 20
Тема 15. Характер 21
Тема 16. Эмоции и чувства 23
Тема 17. Воля 26
Тема 18. Коллектив 29
Тема 19. Психология управления 31
Тема 20. Педагогика как особая отрасль научного знания 33
Тема 21. Проблема совершенствования знаний, навыков и умений 35
Тема 22. Проблема воспитания патриотизма 39
Тема 23. Мастерство педагогического общения 40
Список литературы 42
Тема 1. Психология как наука, ее задачи и методы
На рубеже веков большую известность приобретает американcкий психолог и философ Уильям Джемс (1842-1910). В отличие от Вундта, выделявшего в сознании отдельные структурные элементы(ощущение, образ, чувство), Джемс исходил из идеи целостности и динамичности сознания, ввел термин поток сознания, объясняя его направленность нуждами индивида. В человеке Джемс различал три сферы: материальную, социальную и духовную, предложил поуровневую трактовку личности и систему ее анализа с позиций внешних и внутренних проявлений. Джемсу принадлежит заслуга разработки теории эмоций (одновременно с датским анатомом К. Ланге) как функции физиологических изменений в организме, положившей начало учению о телесных механизмах эмоций.
Тема 2. Методы психологических исследований
Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.
Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.
Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Тема 3. Проблема личности
1. Человек с позиции психоанализа - это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания, и поэтому человек - это часто невротичное и конфликтное существо.
Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных развлечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное («архетипы»), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по нaследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.
С позиции бихевиоризма, личность – все то, чем обладает индивид, и его возможности в отношении реакции (навыки, сознательно регулируемые инстинкты, социализованные эмоции + способность пластичности, чтобы образовывать новые навыки + способность удержания, сохранения навыков) для приспособления к среде, т. е. личность - организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, навыки приспособлены к жизненным ситуациям, изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее обучающееся существо, запрограммированные на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение.
Под личностью в отечественной психологии понимают сложное, системное, многоуровневое, иерархически организованное, разноплановое, полисодержательное, прижизненно сложившееся, сформировавшееся психическое образование человека, в котором он выступает не только как объект и продукт, результат педагогических и других воздействий, но и как сознательный субъект познания и активного преобразования действительности.
2. Проблема личности - одна из центральных в психологии. Ведущей она является и для других гуманитарных, антропологических наук: философии, педагогики, юриспруденции, социологии, медицины, экономики и т. д. Все эти науки опираются на общее, сложившееся в теории понимание личности как явления, делая акцент при этом на своем аспекте ее изучения.
Психологию личность интересует с точки зрения ее внутреннего строения, архитектоники, закономерностей возникновения, формирования, развития, особенностей социально-психологических проявлений, роли в этом природных, биологических (наследственных), социальных и других обстоятельств. Одна из центральных проблем в психологии личности - выявление психологических механизмов ее функционирования, проявлений, регуляции жизнедеятельности человека.
В исследовании проблем личности психология занимает одну из ведущих, определяющих позиций. Данные в психологии вносят существенный вклад в коррекцию или подтверждение философских взглядов на понимание сути личности и ее роли в общественном развитии. Разработки психологией проблем личности являются основополагающими в решении своих аспектов личности другими гуманитарными, антропологическими науками, и прежде всего такими, как педагогические, юридические, социологические, политологические, экономические, медицинские.
Следовательно, я считаю, что знание психологии личности в моей будущей практической работе имеет большое значение, т.к. с разными категориями личности мне придется сталкивать. А знание психологии личности поможет мне разобраться в психике человека.
Список литературы
-
Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л., 1991.
-
Введение в практическую социальную психологию. - М., 1996.
-
Возрастная психология: учеб, пособие. - М, 2000.
-
Гальперин ПЯ. К проблеме внимания: Хрестоматия по вниманию. - М., 1986.
-
Гальперин ПЯ. Введение в психологию. – М., 1999.
-
Гуревич П.С. Психология.- М., 1999.
-
Ждан АИ. История психологии: от античности к современности. – М. 1999.
-
Климов КА Психология: воспитание, обучение. - М. 2000.
-
Левитов Н.Д. Психология характера - М, 1989.
-
Михайлова В.П. Психология межличностных отношений - Кемерово, 1999.
-
Немов Р.С. Психология. Кн. 1. Общие основы психологии. -М, 2000.
-
Общая психология: Курс лекций /Под ред. Е. Л. Рогова. - М., 1998.
-
Психология и педагогика. - М: ЦЕНТР, 2000.
-
Психология: Словарь /Под ред. А. Б. Петровского. - М., 1990.
-
Разин ВМ Психология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. -М: Изд. группа «Форум»-ИНФРА-М, 1998.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1989.
-
Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. -М., 1995.
-
Харламов И. Ф. Педагогика. - М., 2000.
-
Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., 1991.
-
Якунин В.А. История психологии. - СПб, 1998.
|