Работа классного руководителя с детьми
Введение 2
Глава 1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп 5
1.1. Особенности возрастных групп 5
1.2. Противоречия подросткового возраста 8
Глава 2. Работа классного руководителя с детьми 19
Заключение 26
Список литературы: 27
Введение
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые технолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема воспитания детей школьного возраста приобретает особое значение. Воспитание школьника – задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Поэтому она интересует не только родителей и учителей отдельно взятого школьника, но и педагогов, психологов, социологов, как отечественных, так и зарубежных. От этого такое многообразие взглядов на воспитание.
Актуальность темы вызвана потребностью общества в инновациях образовательно-воспитательного процесса, так как школа продолжает ориентироваться лишь на знания ученика, но никак не на всестороннее обогащение его личности.
Выбранная мною тема, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Объектом исследования является работа классного руководителя с детьми.
Предметом исследования является особенности работы классного руководителя с детьми.
Цель исследования – углубленное изучение данной проблемы.
Исходя из поставленной цели, нами были сформулированы следующие задачи исследования:
-
Определить степень разработанности проблемы, используя теоретическую базу.
-
Изучить взгляды выдающихся педагогов на процесс формирования и развития личности подростка.
-
Рассмотреть различные формы и методы работы классного руководителя с детьми подросткового возраста.
-
Предоставить практический материал, который поможет педагогам организовать внеклассную воспитательную работу.
Глава 1. Краткая характеристика особенностей воспитания обучаемых различных возрастных групп
1.1. Особенности возрастных групп
Младший школьный возраст (6-10 лет).
Этот возраст – первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Теперь, когда ребенок садится за приготовление уроков, он, может быть, впервые чувствует себя занятым по настоящему важным делом. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия.
В этот период замедляется рост, но увеличивается вес, идет интенсивное развитие мышечной системы, совершенствуется нервная система, развиваются функции головного мозга. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Задачи школы первой ступени – поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей.
............................
Средний школьный возраст (10-15 лет).
Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого».
У школьника подростка этот переход связан с включением его в доступные ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в жизни своей семьи. Теперь его физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях на равную ступень с взрослыми, а кое в чем он даже чувствует свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором» общественных событий.
В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности.
.....................................
Старший школьный возраст (15-18 лет).
В этом возрасте в основных чертах завершается физическое развитие человека и первый период полового созревания. Продолжается функциональное развитие головного мозга и его высшего отдела – коры больших полушарий. Идет общее созревание организма.
Юношеский возраст - это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность – время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний.
Нравственные и социальные качества старшеклассников формируются ускоренными темпами. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. Тут могут помочь лишь терпимость и заинтересованность взрослых.
.........................................
Глава 2. Работа классного руководителя с детьми
Воспитательная работа со школьниками среднего возраста – сложнейшая из нынешних задач. Педагог сегодня – это спектр функций, главная из которых воспитание человека в самом широком смысле слова. Который должен осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейшие и противоречивые условия реальной жизни. Если мы говорим о воспитании, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. «Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему поверяются детские тайны».1
Сегодня существуют разные мнения по поводу необходимости классного руководства в школе. Интересны результаты социологических исследований по этой проблеме. Всего опрошено 1200 человек. 80% ответов говорят о том, что роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи.
________________________________________________________________
1. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г., с.3
...........................................
Безусловно, право выбора форм и методов воздействия на личность ребенка всегда остается за вами. В этом весь смысл воспитательного процесса – ничто никому не навязывается: вы можете действовать вслепую, опираясь на собственные взгляды, а можете пригласить в помощники весь потенциал научной педагогики.
Заключение
Воспитание детей – ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить чтобы поняли, и как сказать, чтобы поверили? В курсовой работе мы и пытались ответить на эти вопросы.
Изучив теоретический, экспериментальный, справочный, разнообразный материал, мы пришли к выводу, что в жизни существует и модействие детей педагогам, и противодействие, и сопротивление им, и непротивление авторитетам, и отчуждение от них. .................................
Учет возрастных особенностей, личностных характеристик, возможностей воспитанников - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Это отражает специфику процесса воспитания.
Надеемся, что этот материал поможет педагогам, классным руководителям в организации учебно-воспитательной работы.
Список литературы:
-
Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. – Екатеринбург,
1993 г., ч.2.
-
Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников. – М., 1980 г.
-
Возрастная и педагогическая психология.
/ под ред. А.В.Петровского/, - М., 1989 г.
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1996 г.
-
Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988 г.
-
Дереклеева Н.И. Классный руководитель. – М., 2001 г.
-
Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989 г.
-
Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1980 г.
-
Линдсей Холл. Теория личности. – М., 2000 г.
-
Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988 г.
-
Мудрость воспитания. /под ред. Б.М.Бим-бада, Э.Д.Днепрова, Г.Б.Корнетова /, - М., 1968 г.
-
Педагогика. /под ред. П.И.Пидкасистого/, - М., 1995 г.
-
Педагогика. /под ред. И.П.Подласого/, - М., 1999 г.
-
Педагогика, педагогические теории, системы, технологии. /под ред. С.А.Смирнова/, - М., 2000 г.
-
Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. – М., 1987 г.
-
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979 г., т.1.
-
Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М., 1990 г.
|