Суббота
04.05.2024
14:35
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Педагогика

Работа классного руководителя с родителями
28.02.2010, 21:03

Работа классного руководителя с родителями

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ. 4

1.1. Значимость семейного воспитания. 4

1. 2. Физиологические и психологические особенности детей 6 – 8 лет. 6

1.3. Помощь учителя и родителей адаптации детей к школе. 7

1.4. Работа классного руководителя с семьёй и её особенности в 1 – 2 – ом классах. 9

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ. 15

2. 1. Анализ исследования деятельности учителей. 15

2.2. Анализ анкетирования родителей. 34

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ. 45

Заключение 47

ЛИТЕРАТУРА 49

 

 

В В Е Д Е НИ Е

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом. Поступление в школу – это начало нового этапа жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками.

Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители, воспитатели и учителя. Взрослые держат своеобразный экзамен – именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательной работы.

«Основная цель реформированного воспитания и обучения в Еманжелинске – самостоятельная и творческая личность, которая уже в школе может максимально раскрыть свои способности» (9, 87).

Профессор В. Якавичюс выделяет следующие институции обучения, воспитания и развития личности: « семья, система просвещения, группа и культурные учреждения (пресса, церковь и т. д.) Среди воспитателей данный автор выделяет основных: родители, педагоги, руководители» (10).

Однако нельзя забывать, что воспитание начинается в семье. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы» (12).

Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы (в общих программах, в законе просвещения и т. д. ), а также в трудах известных педагогов. С. Шалкаускис писал: «Школа в воспитательном отношении должна быть не кем иным, как хранительницей семейного очага. Таким образом учитель должен быть доверенной и надежной личностью, которая свою воспитательную деятельность должна согласовать с семейным воспитанием, которое родители дают своим детям» (5, 5).

Следовательно, школа и семья должны быть взаимосвязаны. «В начальных классах связь школы с семьей (родителями) осуществляет учитель. Совместная работа учителя-воспитателя и родителей начинается на первом году обучения детей в школе. Для ребенка, впервые переступившего порог школы, содружество учителя и родителей – одно из важнейших условий его целостного развития, потому что личность школьника не может формироваться только в школе и только в семье. Он воспитывается одновременно и в школе, и в семье».

 

Актуальность исследования.

Учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции. Общение учителя с родителями учащихся влияет на процесс формирования личности ребёнка, на процесс обучения. Однако следует отметить, что данное общение имеет ряд особенностей на каждой ступени обучения. Они зависят от многих факторов. Изучению этих факторов, влияющих на особенности работы учителя с родителями на первых ступенях обучения, то есть в первом – втором классе и посвящена данная работа.

 

Цель работы – выяснение особенностей работы учителя с родителями учеников в 1– 2 -ом классе.

 

Для достижения этой цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучение психологической и педагогической литературы по данной теме.

  2. Знакомство с практической работой учителя.

  3. Подготовка анкет для опроса учителей и родителей.

  4. Анкетный и устный опрос учителей и родителей.

  5. Статистическая обработка анкетных данных.

 

При решении поставленных задач применялись следующие методы:

  1. Изучение педагогической и психологической литературы.

  2. Знакомство с опытом работы учителя.

  3. Анкетный и устный опрос учителей и родителей.

  4. Качественная и количественная обработка результатов анкеты и опроса.

 

Структура работы.

Работа состоит из следующих частей: введения, двух частей,

выводов и рекомендаций, списка литературы и приложения.

 

 

1. ПСИХОЛОГИ И ПЕДАГОГИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

 

1.1. Значимость семейного воспитания.

 

«Семья – основная инстанция в жизни ребенка. Она предоставляет ему безопасность опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, которые в свою очередь отражают культуру родных мест, Родины, края или группы жителей», - такое определение семье дает немецкий специалист по детской психологии и психиатрии У. Миелке.

Литовский педагог З. Баёрюнас воспитание в семье определяет как создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности. Он указывает следующие педагогические обязанности родителей:

  1. Охранять детей от плохих жизненных примеров.

  2. Обучение и воспитание детей.

  3. Помощь родителей школе» (2, 287).

Тему семейного воспитания продолжает литовский педагог Л. Йовайша: «Дети учатся действиям и поступкам понимая деятельность и поступки других, слушая разговоры и речь и сами действуя. Следовательно, они подражают другим сопоставляя себя с ними. Здесь большое значение имеет личный пример родителей, их тон речи, высказывания, поведение. Поэтому общаясь с детьми надо быть всесторонним эталоном хорошего примера.

Методы семейного воспитания:

  1. Поучения

  2. Воспитательные беседы

  3. Рассказывание сказок и чтение вслух

  4. Заучивание стихов наизусть

  5. Действенные методы (игры, совместный труд, обязанности по дому, гигиенические процедуры и т. д. )

В семье используются различные методы признания и поощрения: погладить, поцеловать, обнять, поднять на руки и т. д. Дети утешаются в несчастии, в трудную минуту поддерживаются, находится мотив для защиты их справедливости, а при ошибках, ищутся способы для их исправления. При достижениях в трудной деятельности, дети награждаются, но подарки не даются за хорошее поведение, за то, что человек обязан делать. Награждать можно и вещами, и деньгами.

В крайних случаях применяется наказание, но никогда не используется физическое наказание. Избиение травмирует детей.

Применяются следующие наказания: несогласие, возражение, устыжение, предупреждение. В редких случаях применяется изолирование от братьев и сестер.

Основное требование к родителям – познай своего ребенка!»..................................

 

Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЕЙ, УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Как было сказано выше, школа и семья должны работать совместно, так как у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношении учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Большую роль в данной цепи взаимоотношений играют отношения между учителем и родителями. C целью выяснить особенности работы учителя с родителями в первом – втором классах, проводилось анкетирование учителей в средней школе города Коркино, в средней школе города Еманжелинска, а также в городе Челябинск в средних школах №4, №11, и №17, что дает возможность сравнить не только работу различных учителей, но и особенности этой работы, в зависимости от страны. Всего зимой 1999/2000 учебного года анкеты заполнили 44 учителя.

Также проводился анкетный опрос родителей учащихся первых – вторых классов в выше перечисленных городах и школах. Родители отвечали на вопросы связанные со взаимоотношениями в семье, а так же – со школой. Всего было опрошено 90 родителей.

Анкеты были анонимными, каждому из опрашиваемых нужно было ответить на 13 - 14 вопросов. Анкеты были одинаково содержания на русском и литовском языках. Кроме этого устно общалась и беседовала со многими опрошенными учителями и родителями.

Результаты исследования показали ряд интересных особенностей работы учителя с семьей на начальном этапе обучения, о чем подробнее и будет говориться ниже.

 

 

2. 1. Анализ исследования деятельности учителей.

 

Первые пункты анкеты носят общий характер, здесь выясняется в каком городе и в какой школе работает учитель, с каким классом он работает на данном этапе, то есть во время проведения опроса, а также педагогический стаж учителя.

 

.......................................

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ.

 

В работе была изучена и проанализирована различная педагогическая и психологическая литература по теме «Особенности работы учителя с родителями в первом – втором классе», в результате можно сделать следующие выводы:

1. Семейное воспитание играет значительную роль в воспитании и формировании личности ребенка, поэтому ему следует уделить внимание не только родителям, но и учителям работающим с родителями. Неблагополучие семьи отражается на обучении и воспитании ребенка в школе.

2. Дети шести – восьмилетнего возраста обладают свойственными им психологическими и физиологическими особенностями. Они сложно адаптируются к школе. Задача учителя и родителей – облегчить процесс адаптации.

....................................

 

Заключение

Логика, организация и содержание деятельности классного руководителя с родителями вариативны. Во многом, они определяются тем, в какой определенной среде обитания воспитываются учащиеся класса, какие ценностные ориентации сформировались в той или иной семье, какие эмоциональные взаимоотношения сложились в классе между педагогами, родителями и детьми. Зависит и от конкретной психолого-педагогической и социальной обстановкой в микрорайоне, в котором находится школа.

Как правильно построить свою деятельность на основе новых форм отношений педагогов и родителей? Каждый классный руководитель выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей: необходимо провести тщательную диагностику семейного воспитания, определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитывающее воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемое и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы классного руководителя с родителями.

.................................

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бардин К. В. Чтобы ребёнок успешно учился. – Москва, 1988.

  2. Воликова Т. В. Учитель и семья. – Москва, 1987.

  3. Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. // Начальная школа. - 1999, №3. – С. 59 – 61.

  4. Гребенщиков И. В. Школа и семья. – Москва, 1985.

  5. Ибрагимова В. Н. Работа воспитателя с родителями учащихся 1 класса. // Начальная школа. – 1988, №10. – С. 57 – 60.

  6. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – Москва, 1998.

  7. Немов Р. С. Психология Кн. 2 – Москва, 1998.

  8. Подласый И. П. Педагогика т. 2 – Москва, 1999.

  9. Популярная психология для родителей. Под ред. А. А. Бодалева – Москва, 1988.

  10. Савицкая Д. В. Психологическая готовность детей к школьному обучению. // Начальная школа. – 1999, №3. – С. 59 – 64.

  11. Смолко Е. Воспитывать вместе. // Семья и школа. – 1985, № 9. – С. 19 – 21.

  12. Сухомлинский В. Мудрость родительской любви. – Москва, 1990.

  13. Ханхасаева И. Растёт дочка, растёт сын. – Москва, 1991.

  14. Чечет В. В. Педагогика семейного воспитания. – Минск, 1998.

Категория: Педагогика | Добавил: admin | Теги: Работа классного руководителя с род
Просмотров: 1296 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: