Среда
15.05.2024
19:00
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Педагогика

Управление качеством дошкольного образования
10.12.2009, 23:34

Управление качеством дошкольного образования

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 2
Глава 1. Управление качеством дошкольного образования 3
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности 3
1.2. Особенности управления дошкольным образовательным учреждением по результатам 5
1.3. Уровни управления ДОУ 7
1.4. Основные принципы обновления деятельности ДОУ 16
1.5. Ключевые результаты деятельности ДОУ 19
Глава 2. Управление качеством образования в конкретном дошкольном учреждении 21
2.1. Общие положения 21
2.2. Оптимизация педагогического процесса 23
Заключение 30
Список литературы 31
 
Введение
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требовала решения важных задач. Одним из приоритетов социальной политики в области дошкольного образования в городе является расширение доступности в получении качественного дошкольного воспитания и образования. Важным шагом в обеспечении этого приоритета является массовый охват детей дошкольным образованием. Выбранная мною тема «Управление качеством дошкольного образования», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности управления качеством дошкольного образования.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности управления дошкольным образовательным учреждением;
2. Показать ключевые результаты деятельности ДОУ;
3. Рассмотреть управление качеством образования в конкретном дошкольном учреждении. Объект работы – общественные отношения в сфере управления качеством дошкольного образования. Предмет работы – качество дошкольного образования.
 

Глава 1. Управление качеством дошкольного образования
1.1. Управление как наука и практика человеческой деятельности

Если вы заглянете в словарь В.И. Даля, то найдете, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно». Наука управления возникла, как только появились условия организации группы людей для решения общей задачи. Как всякая наука, она развивается и совершенствуется во времени. Изучая современную литературу, можно встретить множество различных определений управления. Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах. Однако современные исследователи определяют управление следующим образом: — специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей (А.В. Тихонов); — деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми (В.Ю. Крачевский). Главная черта современного мира — стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечет за собой изменения во всех остальных институтах общества. В этих условиях необходимо с особым вниманием отнестись к менеджменту — управленческому опыту развитых стран мира. Но перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно, так как менеджмент обусловлен совокупностью факторов: формой государственного устройства, типом собственности, степенью развитости рынка. Поэтому постепенный ввод менеджмента в нашей стране может осуществляться в системном взаимодействии с отмеченными факторами. Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первое — это организация, иерархия управления, где основное средство — воздействие на человека сверху (с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второе — культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения. Третье — это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя. Исходя из того, что менеджмент вообще можно понимать как умение руководителя добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей, другими словами — это сплав науки и искусства управления людьми и социальными процессами, можно дать следующее определение: Педагогический менеджмент — это комплекс принципов…………………………….
 

1.4. Основные принципы обновления деятельности ДОУ

Назовем основные принципы, лежащие в основе обновления деятельности дошкольного учреждения. 1. Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрализацию. 2. Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка. 3. Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, цельность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения. 4. Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ всех многообразных видов образовательных учреждений. Они обеспечивают детям, подросткам, юношеству по мере их взросления, социального становления и самоопределения возможности передвижения по горизонтали (смена класса, профиля, направленности образования), а также по вертикали (смена уровня, типа, вида образовательного учреждения). 5. Открытость образования, т.е. предоставление возможности как непрерывного образования в различных формах, так и общего образования на любой ступени, любом уровне (базисном и дополнительном). 6. Многоукладность образовательной системы, т.е. качественный рост и развитие государственного дошкольного учреждения, а также открытие элитарных образовательных учреждений нового типа. 7. Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона…………………………
 

Глава 2. Управление качеством образования в конкретном дошкольном учреждении

2.1. Общие положения
Актуальность проблемы управления качеством образования связана с общими ориентирами процесса совершенствования системы образования на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровне и находит отражение в ряде документов, регламентирующих и концептуально обосновывающих деятельность образовательных учреждений: "Национальная доктрина образования", Закон Пермской области "Об образовании", "Программа развития системы образования г. Перми", "Концепция управления качеством образования" (г. Пермь) и др. Совершенствование качества образования было бы беспочвенным без его целенаправленного управления, рассматриваемого как процесс установления всеми субъектами образования приоритетов качества: условий, процесса и результата. Процесс управления качеством образования (что равносильно управлению по целям или управлению по результатам) рассматривается как "особое управление, организованное и направленное на достижение не любых, не случайных, не просто лучших, чем прежде, не тех, что сами по себе получатся, а вполне определенных, заранее спрогнозированных с возможной степенью точности результатов образования, причем цели (результаты) должны быть спрогнозированы операционально в зоне потенциального развития ученика (выпускника), то есть речь всегда идет о наивысших, возможных для конкретного школьника, об оптимальных результатах". При этом качество образования рассматривается как "определенный уровень освоения учеником содержания образования (знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений), физического, психического, нравственного и гражданского развития, которого он достигает на различных этапах образовательного процесса в соответствии с индивидуальными возможностями, стремлениями и целями воспитания и обучения". Управление качеством образования включает следующие функции: целеполагание, прогнозирование, проектирование, организация, контроль, трансляция наработанного материала, которые лежат в основе организации деятельности ДОУ. Особенность управления качеством образования в детском дошкольном учреждении сейчас состоит в том, чтобы, не растеряв прошлый хороший опыт четкого обеспечения здоровьесберегающего ухода и жизнедеятельности ребенка, начать освоение нововведений развивающего характера, направленных на духовное развитие малыша. Целью развития нашего дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. Исходя из современных позиций методологии педагогики, следует отметить, что оптимальное построение педагогического процесса предполагает реализацию культурологического, системно-структурного, комплексного, деятельностного, полисубъектного, средового подходов, определение перспектив в работе с кадрами, в реорганизации системы управления образовательным учреждением, в своевременном и качественном мониторинге результатов деятельности ДОУ, в совершенствовании материально-технической базы, в укреплении связей с семьей, школой, общественностью, в целесообразном сочетании основного и дополнительного образования. Одним из условий управления качеством образования является оптимизация педагогического процесса, которая осуществляется в результате работы по следующим направлениям: обновление содержания образования, организация образовательного пространства.
 

2.2. Оптимизация педагогического процесса

Внедрение базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" и оптимальное сочетание ее с региональными программами и технологиями обеспечивают полноценное личностное развитие детей. С 1999 года в детском саду организована опытно-экспериментальная работа по теме "Социальное развитие детей дошкольного возраста" (научный рук., к.п.н. Пименова Л.В.) Работа дошкольного образовательного учреждения в инновационном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников; повышение квалификации сотрудников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей. Предметно-развивающее образовательное пространство, организованное в детском саду, способствует обогащенному развитию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексного подхода. Развивающее пространство детского сада включает следующие компоненты:
пространство интеллектуального, социального, эстетического развития - игровые уголки в группах, музыкальный зал с набором инструментов и аудиоаппаратуры; театральный зал, видеозал с набором образовательных видеокассет. В детском саду функционирует этнографический музей "Русская изба", имеющий статус школьного музея, где дошкольники и учащиеся школ знакомятся с жизнью, бытом и культурой народа Прикамья. Занятия в компьютерно-игровом комплексе (дополнительная образовательная услуга) способствуют умственному развитию детей. Сравнивая современную технику с предметами культуры и быта прошлого, дети знакомятся с достижениями технического прогресса, развитием цивилизации;
пространство физического развития - центры здоровья в группах, физкультурный зал, бассейн с душем и сауной, спортивная площадка;
пространство экологического развития: зимний сад с коллекцией растений различных климатических зон, экологическая мини-лаборатория, живой уголок, уголки природы в группах, а также территория детского сада с уголком леса, сада, огородом, цветниками.
 
Заключение
Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально-значимым условиям, формированию общей базовой культуры. В связи с этим появляется необходимость учета личностных особенностей, интересов, склонностей дошкольников и педагогов ДОУ, позволяющих индивидуализировать воспитательно-образовательный процесс в ДОУ по данному направлению. Эффективность и качество дошкольного образования определяются тем, насколько ребенок в своей деятельности (игре, занятии со сверстниками, театрализации) сможет реализовать свои возможности в общении. Как каждый регион имеет свою специфику, так и каждое дошкольное учреждение имеет свои традиции, особенности культуры,……………………..
 
Список литературы
  1. Аветисов А.А. Основные положения системно-квалиметрической концепции повышения качества образования // Надежность и контроль качества. 1999. 
  2. Аветисов А.А. О системологическом подходе в теории оценки и управления качеством образования. Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Национальная система оценки качества образования в России.
  3. Антипов С.А., Богданова Н.О., Заика В.С., Лепендина Р.Н. Структура системы контроля качества подготовки специалистов// Материалы Х Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга Качество дошкольного образования. Состояние. Перспективы. Проблемы. М., 2006
  4. Лопухова Т. Диагноз – качество подготовки специалиста// Высшее образование в России. 2001. №4. С.28-34. Нуждин В.Н, Кадамцева Г.Г. Стратегическое управление качеством образования: Учеб.пособие/ Иван.гос. энерг. Ун-т. – Иваново, 2002. – 88с…………………………….
Категория: Педагогика | Добавил: admin | Теги: ДОУ, управление качеством дошкольного об
Просмотров: 6969 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Женча  
0
стоимость 300 руб. Сразу после оплаты мы отправляем работу на емейл (укажите письмом, "Оплатила").

1 ольга  
0
хочу преобрести эту работу управление качеством дошкольного образования

Имя *:
Email *:
Код *: