Среда
15.05.2024
12:22
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Политология

Борьба с корупцией
04.01.2010, 20:28

Борьба с корупцией

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Коррупция 3

Список литературы 13

 


Введение

Коррупция — это, прежде всего, отношение, в котором одна из сторон непременно является представителем власти. С другой стороны ему противостоит субъект, заинтересованный в получении неких услуг (благ и т.д.), следовательно, это отношение обмена.

С точки зрения отношений обмена разумно предположить, что модели коррупции могут выглядеть следующим образом:

— представитель власти — субъект бизнеса;

— чиновник–политик;

— представитель власти — индивиды, решающие свои частные проблемы, не связанные с бизнесом или политикой.

Однако анализ внутренних взаимодействий бюрократического аппарата позволяет придти к выводу, что на самом деле все эти модели имеют трехчленную структуру "шеф — агент — клиент”.

В работе предлагается рассмотреть причины и условия коррупциогенности правовых норм, а также коррупцию на дорогах.

Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.

 

Коррупция

Чтобы понять и оценить возможности борьбы с коррупцией в России, необходимо проанализировать возможное участие в решении этой проблемы основных партнеров: органов власти, ключевых компонентов гражданского общества (предпринимательства, независимых средств массовой информации, общественных институтов) и общества в целом. Неудивительно, как и будет показано ниже, что в той сложной ситуации, которая сложилась в России, все эти "игроки" несут в себе и положительные и отрицательные "заряды" относительно борьбы с коррупцией.

........................................................................пропуск..........................................................................

С другой стороны, "игры с огнем", которыми занимаются кланы, поражая друг друга вопросами компромата, могут иметь неожиданные последствия: гибель мощных (по нашим масштабам) финансовых империй; проявление "эффекта бумеранга", когда жертвой становится тот, кто первый поднимает оружие; впечатляющий крах эффектных чиновничьих карьер. Все это либо уже происходит, либо близко к осуществлению. Но в относительно нестабильной политической ситуации возможны более серьезные последствия: крах правительства и откат от реформистской политики. Страх перед подобными возможностями подталкивает различные группировки к консолидации во имя самосохранения. Подобная консолидация может стать препятствием для борьбы с коррупцией.

Ко второй части российского бизнеса следует отнести представителей "второго эшелона" бизнеса, не допущенного (а часто и не рвущегося - из страха или брезгливости) к бюджетной кормушке и потому прежде всего заинтересованного в нормальных правилах экономической игры. Предприниматели, вставшие на ноги в условиях реальной конкуренции, не заинтересованы в сращивании власти и бизнеса, являющемся питательной средой коррупции.

Между тем эта часть российского бизнеса плохо консолидирована и не имеет постоянных эффективных механизмов отстаивания своих интересов. Одновременно власть, по сложившейся традиции, взаимодействует с представителями первого малочисленного отряда бизнесменов, большей частью игнорируя "широкие слои" предпринимателей, которые могли бы стать существенной опорой в антикоррупционных усилиях.

Наконец, третья группа предпринимательства, обозначаемая часто как "малый и средний бизнес" и являющаяся по демократическим стандартам основой среднего класса, буквально повязана сплошной низовой коррупцией. Последняя не только препятствует бизнесу, но и буквально унижает целый социальный слой. Это становится источником возрастающего социального напряжения в тех группах, которые, как показывает история, являлись движущей силой не только буржуазных революций, но и фашистских переворотов.

........................................................................пропуск..........................................................................

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок.

1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти.

2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.

3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.

4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.

5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества.

6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

........................................................................пропуск..........................................................................

Основная причина экспансии коррупции в переходный период - несоответствие между новыми условиями, в которых должен функционировать государственный организм, и старыми механизмами этого функционирования. Значит, основные усилия антикоррупционной программы должны быть направлены на налаживание работы государственного механизма в новых условиях. Одновременно необходимо стремиться к таким системным изменениям, которые бы меняли установки, ценности, стереотипы поведения и чиновников, и остальных граждан.

Взятки и злоупотребления, а, стало быть, и лица, их совершающие, – это не вся коррупция. Это лишь её отдельные криминальные проявления, можно сказать, рябь на поверхности. Коррупция как явление – она под этой рябью, в мутной и темной глубине, которую необходимо сделать хоть сколько-нибудь ясной.

Например, многие специалисты подчёркивают, что коррупция не всегда сопровождается нарушением действующих законов. Напротив, она процветает на пробелах и несовершенствах законодательства, максимально эффективно используя их. В подобном случае эксперты (в качестве экспертов, то есть лиц, которых опрашивали участники исследования, были привлечены высокопоставленные чиновники, работники правоохранительных органов, журналисты, эксперты в узком смысле этого слова) квалифицируют коррупцию как "нарушение интересов общества". Пример – игра чиновников на рынке ГКО с использованием инсайдерской информации, что впрямую не преследуется нынешним российским законодательством.

На первый взгляд кажущийся простым вопрос оказывается столь сложным и неоднозначным, что в нём тонут даже опытные эксперты, среди которых, возможно, есть люди, знающие об этом явлении не понаслышке.

........................................................................пропуск..........................................................................

Низовая коррупция.
Предлагается разделить низовую коррупцию на две крупные категории. Первая – бытовая – связана с повседневной жизнью граждан. Она порождается необходимостью удовлетворять заботы частной жизни – здоровье, образование, отдых, жилье, индивидуальная защита и т.п. В связи с бытовой коррупцией существует распространенное мнение, присущее, как показало наше исследование, даже экспертам. Полагают, что подарки (от денежных подношений до бутылки спиртного), вручаемые гражданами врачам, преподавателям и другим лицам, в чью обязанность входит предоставление гражданам услуг от имени государства на зарплату, т.е. деньги, предварительно собранные у граждан в виде налогов, не являются коррупцией. "Не следует путать коррупцию с мздоимством!.." Многие эксперты, однако, категорически с этим не согласны.

Поступление подготовленного преподавателем абитуриента в вуз – средство сохранения спроса на его, преподавателя, услуги. Поэтому он готов обеспечить такое поступление своего подопечного даже за счет тех, кто талантливее и подготовленнее, но поступает без "поводыря". Имеются многочисленные свидетельства того, что поступлением коррупция в вузах не заканчивается. В результате зачастую получают высшее образование не те, кто достоин, а те, кто оказался способным оплатить получение диплома.

Итак, каждый индивидуальный выигрыш от коррупционной сделки сопряжен с чьим-то проигрышем. Но это не игра с нулевой суммой между "бесчестными" и "честными". Совокупность индивидуальных выигрышей, получаемых от участия в коррупционных сделках их сторонами, порождает социальную неэффективность, обладающую таким негативным кумулятивным эффектом, который многократно перекрывает сумму индивидуальных выигрышей. Эта неэффективность бьет по всем. Парадокс: взятки в вузах могут привести к тому, что через некоторое время качественные медицинские услуги будет некому оказывать даже за взятки.

Стало быть, массовая низовая коррупция, к примеру, в вузах, может быть более опасной, чем взятки в миллионы долларов за победу в конкурсе.

Вторая категория низовой коррупции – деловая – связана с хозяйственной, предпринимательской деятельностью физических и юридических лиц. Она порождается желанием одной стороны получить какие-либо материальные блага или преимущества, которые в установленном порядке для нее недоступны, и стремлением другой стороны к личному обогащения за чужой счет. Существует мнение, что действия второй стороны более активны: предприниматели жалуются, что им приходится сталкиваться с целой ордой вымогателей, и чаще всего уклониться от вступления в коррупционную сделку им не удается.

Итак, низовая коррупция распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации, получение заказов на производство каких-либо работ или товаров, услуги в сфере здравоохранения, жилья, социального обеспечения и т.п.)

........................................................................пропуск..........................................................................

Методика проверки законов на коррупциогенность основывается на разделении всех норм права на несколько групп. Во-первых, это нормы права, которые предоставляют чиновникам так называемые дискреционные полномочия, то есть полномочия по усмотрению, когда чиновник не имеет критериев выбора, а имеет право сам этот выбор делать. Самые одиозные нормы содержит Кодекс об административных правонарушениях, нормы которого часто устанавливают альтернативные санкции. Например, вы превысили скорость, и вас могут подвергнуть административному аресту или штрафу. А штраф тоже разный. Каких-либо критериев относительно того, какое выбирать взыскание, какой именно накладывать штраф, не существует. Есть вероятность, что чиновник будет вымогать взятку за наложение минимальных санкций. Это самый опасный вид коррупциогенности, потому что в данном случае покупается законное решение.

Правовое поле РФ, равно как и других стран, имеет специальное законодательство о государственных служащих, и именно оно должно выступать основным арбитром в конфликтах такого рода. И заодно отсекать злоумышленников от государственных людей, на плечи которых можно безбоязненно возложить представление интересов государства, вынесение справедливых решений от имени этого государства. В борьбе с коррупцией не поможет простое "завинчивание гаек", наложение санкций и иная кара. Здесь нужен только сбалансированный подход к нормотворчеству, поскольку именно в законодательстве кроются глубинные причины коррупции. В чем они проявляются в первую очередь?

Коррупциогенность правовой нормы, устанавливающей завышенные требования. Если норма права налагает на субъекта некие потери (издержки, ограничения и т.п.), необходимые для реализации либо вступления в силу правовой нормы, то чем выше потери, тем больше вероятность того, что наш субъект может вступить в "договорные" отношения с должностным лицом и уплатить ему некую сумму за возможность обойти закон или уменьшить потери. Например, гражданское процессуальное законодательство предусматривает, что подача искового заявления имущественного характера должна сопровождаться уплатой государственной пошлины вне зависимости от исхода дела, а также цены иска и размера пошлины. Но вместе с тем существует определенный перечень случаев, когда истец может быть освобожден от уплаты пошлины, либо ему предоставляется возможность уменьшить ее до минимума. Решение этого вопроса находится целиком во власти одного должностного лица, которое, договорившись с заинтересованным гражданином, может предоставить необходимые льготы и послабления.

Наличие в законодательстве отсылочных норм. Отсылочная или бланкетная норма, как правило, не содержит нормативного регулирования отношений субъектов, а лишь указывает на то, что вопрос регулируется специальной нормой того же либо иного закона.

Само по себе наличие отсылочных норм вполне обоснованно, поскольку законодательство не может охватить одновременно все реалии жизни и варианты поведения субъектов. Определенное количество бланкетных норм придает законодательству необходимые гибкость и универсальность. Тем не менее отсылочная норма может породить несколько аспектов коррупции.

Отсылочные нормы в основном предоставляют права исполнительной власти на создание определенных, выгодных ей правил. И тогда коррупция, возникающая из посылки закона, может быть описана не как коррупция отдельного чиновника, но как злоупотребления властными органами вообще.

Еще одной причиной коррупциогенности нормы права можно назвать то ........................................................................пропуск..........................................................................

Одним из направлений превентивной борьбы с коррупцией является создание законодательства, препятствующего совершению государственными служащими коррупционных сделок. Имеются в виду не только нормы-запреты государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью или получать за свои действия вознаграждения. Речь идет о таких формулировках полномочий государственных служащих, которые не оставляют «щелей» для их произвольных действий и лоббирования чьих-либо интересов. Необходимо найти должную меру административного усмотрения, без которого, безусловно, процесс государственного управления невозможен. Одновременно надо исключить возможность появления в законе норм, усложняющих (прямо или косвенно) управленческий процесс и формирующих тем самым питательную среду для возведения административных барьеров, для вымогательства, взяточничества, других форм проявления коррупции.

 

 

Заключение

Коррупция известна давно и воспринимается как данность во многих странах мира. Однако как социальное явление она осознается лишь в последние три-четыре десятилетия. Что же касается текущего десятилетия, то оно отмечено взрывом интереса к коррупции. Природа коррупции, ее причины и последствия, антикоррупционные меры являются предметом не утихающих споров.

Внимание исследователей к коррупции стимулировалось скорее общественным интересом к реформам, их подготовке и проведению, нежели к самому предмету исследования. Действительно, периоды реформ отличает повышенный общественный интерес к коррупции. В такие периоды появляется множество журналистских публикаций, доставляющих богатый материал обществоведам. В то же время интерес может возникать и в самих социальных науках, когда коррупция оказывается в поле зрения ученых как атрибут основного предмета исследования или сопутствующее ему социальное явление.

Актуализация проблемы коррупции в России и осознание обществом необходимости ограничения ее негативных последствий связано с перестройкой, а затем с политическими и экономическими реформами 90-х годов.

 

 

Список литературы

  1. Головщинский К.И. Коррупциогенность правовых норм. М., 2001

  2. Краснов М.А. Коррупция на дорогах. М., 2003.

Категория: Политология | Добавил: admin | Теги: норм, коррупция, коррупции, коррупцией, борьбы коррупцией, Нормы, низовая коррупция
Просмотров: 620 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: