Четверг
09.05.2024
06:18
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Политология

Государственная Дума – статус и полномочия
29.01.2010, 20:14

Государственная Дума – статус и полномочия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение2

Глава 1. Государственная Дума Российской Федерации 5

1.1. Возникновение Государственной Думы в России 5

1.2. Государственная Дума России после февральской революции 1917 г. 8

1.3. Система выборов Государственной Думы 10

Глава 2. Конституционный статус и полномочия Государственной Думы Российской Федерации 16

2.1. Общие положения 16

2.2. Структура Государственной Думы РФ 23

2.3. Общие полномочия Государственной Думы Российской Федерации 29

2.4. Полномочия Государственной Думы в финансовой области 36

2.5. Полномочия Государственной Думы в области обороны и безопасности 47

2.6. Контрольные функции Государственной Думы России 57

Заключение62

Список литературы64

 

Введение

Без Государственной Думы не может быть осуществлен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она выполняет три главные функции: законотворческую, контрольную и представительную. В современной ситуации, когда в нашей стране сформировался полупрезидентский стиль правления, а традиции парламентаризма в России невелики, рассмотрение места и роли Государственной Думы в политической системе РФ является актуальной темой для исследования.

Дума является основным законодательным органом, ей принадлежит главная роль в законодательном процессе. Но, по сути дела, это право Думы ограничено с двух сторон: правом отклонить принятые ею законы обладает как Совет Федерации, так и Президент РФ.

За все время существования нижней палаты она рассмотрела и приняла огромное количество законов. Всего за 1996 – 1999 годы в Государственную Думу было внесено 3583 законопроекта. Было рассмотрено более 1700 законопроектов, из них принято около 1 тысячи законов, свыше 700 были подписаны Президентом.

Хотелось бы отметить, что в стране не может быть подлинной демократии без сильного, авторитетного и уважаемого парламента. Государственная Дума - это не говорильня, как стремятся изобразить ее политически ангажированные СМИ. Государственная Дума – это мощный и эффективный созидательный фактор. Законодательная власть, представленная Думой, имеет исключительное право принятия законов. В передаче ей такого права реализуется принцип народного суверенитета. Недооценка роли Государственной Думы прямо отражается на экономической ситуации в стране, на правопорядке и уважении к закону, а в целом также и на легитимности власти в стране.

Выбранная мною тема «Государственная Дума – статус и полномочия», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть статус и полномочия Государственной Думы России.

 

Задачи:

1. Рассмотреть возникновение Государственной Думы в России;

2. Показать конституционный статус и полномочия Государственной Думы Российской Федерации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Государственная Дума Российской Федерации

1.1. Возникновение Государственной Думы в России

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Она стала законодательно-представительным органом, рассматривающим законопроекты, которые затем должны были обсуждаться в Государственном совете и утверждаться царем.

Применительно к структуре парламентов европейских государств Государственная Дума являла собой нижнюю палату. В качестве верхней палаты выступал действовавший при царе с 1810 года высший законосовещательный орган - Государственный совет.

Государственная Дума избиралась на 5 лет на основе цензового и сословного избирательного права, неравного и непрямого. Общее число избранных депутатов Думы дореволюционной России в разное время колебалось от 480 до 525 человек.

В декабре 1905 года был издан Закон о выборах, который определял порядок выборов в первую Думу, в основе которого лежал принцип выборов по куриям, на основе цензов и учета принадлежности к сословиям. Выборы были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям: землевладельческой, городской, крестьянской и рабочей. Для рабочих устанавливались трехстепенные выборы, для крестьян - четырехстепенные. По рабочей курии к выборам допускались лишь те пролетарии, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. Выборы были неравные - в землевладельческой курии один выборщик приходился на две тысячи избирателей, в городской - на четыре тысячи, в крестьянской - на 30 тысяч, в рабочей - на 90 тысяч. Выборы были непрямые и не всеобщие (от выборов устранялись лица моложе 25 лет, женщины, военнослужащие, учащиеся, неоседлые народы).

23 апреля 1906 года Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Первая Государственная Дума работала с 27 апреля по 8 июля 1906 года. В Думу входили представители разных политических партий: кадеты - 179 депутатов, октябристы - 16, социал-демократы - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя, беспартийных - 105, во фракцию представителей аграрной трудовой партии «трудовиков» вошли 97 депутатов. Председателем первой Думы был избран профессор Петербургского университета, кадет С.Муромцев. За время своей работы первая Дума провела одну сессию, приняла 8 законопроектов и 391 запрос о незаконных действиях правительства и была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума, председателем которой был земский деятель Ф.А. Головин, начала работу 20 февраля и была распущена 2 июня 1907 года. Состав второй Думы оказался более левым, чем предыдущий: более 40 % голосов в ней получили социалисты - трудовики, эсеры и социал-демократы. Она также провела только одну сессию, не приняв ни одного закона.

1.3. Система выборов Государственной Думы

Конституция РФ подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах и что порядок выборов утверждается федеральным законом. Основными документами регламентирующими порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ являются законы О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ.  

Глава 2. Конституционный статус и полномочия Государственной Думы Российской Федерации

2.1. Общие положения

Государственная дума (кратко — Госдума) — одна из двух палат парламента — Федерального Собрания Российской Федерации (согласно статье 95 действующей Конституции России).

Статус Государственной думы определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Госдума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на 4 года (статьи 95-96 Конституции Российской Федерации). Статья 96 Конституции устанавливает, что порядок выборов депутатов устанавливается федеральным законом. В 2007 году депутаты впервые избирались только по партийным спискам. Проходной барьер составляет 7 %. Новые правила были установлен специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. До 2005 барьер составлял 5 %, а половина состава Думы избиралась по мажоритарным одномандатным округам, а половина — по партийным спискам.

Государственная дума принимает федеральные законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Основные парламентские фракции

Список фракций Государственной думы России 5 созыва

Фракция

Число депутатов

Доля голосов

Фракция «Единая Россия»

315

70 %

Фракция Коммунистической партии РФ

57

12,7 ?

Фракция ЛДПР

40

8,9 %

Справедливая Россия

38

8,4 %

О том, Государственная Дума — орган государственной власти, свидетельствуют следующие положения:

Государственная Дума — коллектив граждан (организация), уполномоченный (ая) Конституцией (государством) решать его задачи, действующий (ая) в установленном Конституцией и законом (регламентом) порядке, наделен (на) властными полномочиями.

Государственная Дума — самостоятельная, организационно обособленная единица госаппарата.

Государственной Думе присущи властные полномочия, функции, в установленном порядке.

А теперь обратимся непосредственно к Основному Закону. Читаем часть 1 статьи 11 Конституции: "Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации”. Из этой нормы нас интересует в данном случае лишь одна: государственную власть осуществляет Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

Рискнем прокомментировать вышеизложенное, касающееся обеих палат. Итак, государственную власть, наряду с Президентом, осуществляет Федеральное Собрание. А что же оно такое? В скобках (см. ч. 1 ст. 11) указывается на Совет Федерации и Государственную Думу. Значит, данное положение можно понимать так, что власть у нас осуществляют две палаты, в совокупности составляющие Федеральное Собрание. Иными словами, обе части единого целого являются государственными органами. В силу этого свойства (статуса, положения) придают форму, суть органа государственной власти Федеральному Собранию. Причем в Основном Законе упоминается Федеральное Собрание самостоятельно, "само по себе”, не так уж часто. В статье 84 говорится, что Президент "обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства”.

2.2. Структура Государственной Думы РФ

Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Председатель Государственной Думы избирается из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием: Для избрания Председателя Государственной Думы требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы. Наряду с Председателем, Государственная Дума избирает первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы. Порядок их избрания урегулирован Регламентом Государственной Думы.

Регламент Государственной Думы устанавливает, что Председатель, первый заместитель и заместители Председателя не могут быть представителями одной фракции, депутатской группы.

Полномочия Председателя Государственной Думы схожи с полномочиями Председателя Совета Федерации. Круг полномочий Председателя Государственной Думы определен в ст. 11 Регламента Государственной Думы.

Комитеты Государственной Думы:

– вносят предложения по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию и проекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, а также вносят предложения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

– осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой;

– осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы;

– осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

– рассматривают и исполняют поручения Совета Государственной Думы;

– в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

– в соответствии с решением Совета Государственной Думы, поручением Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд Российской Федерации;

– организуют проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

– дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

– проводят анализ практики применения законодательства;

– вносят предложения о проведении мероприятий в Государственной Думе;

– решают вопросы организации своей деятельности.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Государственная Дума образует комитеты, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Комитет может создавать подкомитеты по основным направлениям своей деятельности.
Государственная Дума рассматривает вопросы и принимает решения о ратификации международных договоров в таком же порядке, как и по другим законопроектам. При рассмотрении вопроса с докладом выступает полномочный представитель Президента РФ в палате. С содокладами могут также выступить председатели комитетов.

Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации международного договора большинством голосов от общего числа депутатов. Принятый закон направляется в Совет Федерации. В случае если Государственная Дума принимает решение об отсрочке рассмотрения вопроса о ратификации международного договора, такое решение должно быть мотивировано. Если согласно ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ был направлен запрос о соответствии Конституции РФ вынесенного на ратификацию международного договора, то до вынесения Конституционным Судом решения по этому вопросу Государственная Дума не рассматривает проект федерального закона о ратификации международного договора.

В соответствии с Конституцией РФ (п. «г» ст. 106) федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации. Так же, как и Государственная Дума, Совет Федерации не рассматривает этот вопрос в случае, если в Конституционный Суд РФ направлен запрос о
соответствии не вступившего в силу международного договора Конституции РФ.

Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают рекомендательные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Однако практика принятия таких актов пока небогата.

Конституция РФ предусматривает (п. «м» ст. 83), что назначение и отзыв дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях осуществляется Президентом РФ после консультаций с комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. В связи с этим Регламенты палат устанавливают порядок таких консультаций. Предложения по кандидатурам для назначения дипломатических представителей (послов и др.) оформляются решением коллегии Министерства иностранных дел РФ или иного министерства и представляются вместе с документами, характеризующими каждого кандидата. Аналогичные документы представляются на кандидатов для отзыва дипломатических представителей. Предложение о назначении или отзыве дипломатических представителей должно быть мотивировано Комитет может затребовать представление дополнительных данных о кандидатах и мотивировки назначения либо отзыва дипломатического представителя. Далее, соответствующий комитет Государственной Думы на своем закрытом заседании в присутствии кандидата на назначение дипломатическим представителем или дипломатического представителя, которого предлагается отозвать, а также соответствующих должностных лиц Министерства иностранных дел РФ проводит обсуждение и по его итогам выносит свое заключение. Такое заключение должно быть мотивировано и официально направляется на имя Президента РФ.

Аналогичные консультации при назначении и отзыве дипломатических представителей Президент РФ проводит отдельно с комитетами и комиссиями Совета Федерации. Процедура этих консультаций аналогична той, которая применяется в Государственной Думе. Заключение соответствующих комитетов направляется Президенту РФ.

Палаты Федерального Собрания принимают участие в деятельности трех международных парламентских организаций Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, Межпарламентской Ассамблеи Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Межпарламентского союза.

Государственная Дума закрепляет в своем Регламенте право заключать с парламентами других государств и с международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве. По решению Совета Государственной Думы руководителям парламентов других государств, главам государств и правительств, руководителям парламентских делегаций может быть предоставлена возможность выступить на заседании Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает рекомендательные законодательные акты Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, принимает решения по их реализации.
Положение о российских частях межпарламентских комиссий по двустороннему сотрудничеству с парламентами других государств, а также положение о парламентских делегациях РФ в Межпарламентской Ассамблее государств – участников СНГ, в Межпарламентской Ассамблее ОВСЕ утверждаются Государственной Думой. Участие депутатов Государственной Думы в деятельности Межпарламентского Союза регламентируется Положением о парламентской группе России (она состоит из представителей обеих палат), принимаемым общим собранием парламентской группы Государственная Дума утверждает согласованный с Советом Федерации единый порядок протокольного, финансового и организационно-технического обеспечения иностранных парламентских делегаций, а также депутатов Думы, выезжающих за рубеж в рамках российских частей межпарламентских комиссий или в составе делегаций Государственной Думы или Федерального Собрания.

Заключение

Первая Госдума России, точнее пятая Государственная Дума в истории России, выгодно отличалась от всего того, что было после. Раньше абсолютное большинство депутатов могли «сметь свое сужденье иметь». Они не ждали монаршей милости, будь то президентская, премьерская или какая иная, в рот никому не заглядывали. Второе отличие – 40% депутатов пятой Госдумы России имели ученые степени и звания в области юриспруденции, права, экономики, политологии, социологии. И могли свои иногда взъерошенные мысли легко положить на язык закона. Могли сами написать законы, без помощи многих сотрудников. Что угодно могло быть при нас – и подраться могли, и галстуки поотрывать друг другу, и сказать разные разности с трибуны, – но потерять главу или статью из закона, как это случилось однажды в Думе третьего созыва, это было невозможно. Почему? Потому что писали свои законы сами. И спор шел не только по поводу буквы, а по поводу даже знака препинания, что в законе очень важно. С большим сожалением можно отметить, что нынешняя Дума не отражает волю народа. У нее отсечено правое крыло – не по правилам, не по закону отсечено. По сути дела, нет представителей правой либеральной мысли в Думе, это первое. Исковеркано и левое крыло. Какое бы ни было, а левое крыло – отражение воли и чаяний людей – оно должно быть. Надо сказать, что, как бы мы критически ни оценивали прошлое десятилетие, вместе с тем именно первая, вторая и третья Государственные Думы создали всю основную законодательную базу современной России, которая была предусмотрена Конституцией РФ 1993 года.

Новой Государственной Думе очень помогает опыт работы депутатов предшествующих созывов. Но, безусловно, надо отметить, что наличие парламентского большинства делает законотворчество более конструктивным, при том, что мнения всех фракций не просто выслушиваются, но и учитываются.

Список литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 – М.: Буквица, 1997. – 32с.

  2. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.);

  3. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.).

Литература

  1. Анчуткина Т.А. Правовые основы парламентской деятельности политических партий в Российской Федерации // Теоретические проблемы российского конституционализма. М., 2000

  2. Авакьян С.А. Конституционное право РФ. М., 2007

  3. Анализ опросов кандидатов и депутатов Государственной Думы: Спустя четыре года: изменилась ли идеология фракций и Думы? // Центр полит. Технологий. Политический маркетинг. 2001, № 3

  4. Безуглов А.А. Конституционное право России. М., 2006

  5. Васецкий Н.А. Парламентаризм в действии: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации в 1994–1998 годах. Аналит. упр. Аппарата Гос. Думы Федер. Собр. РФ. М., 1999

  6. Глейзнер Дж. Российская Государственная Дума: структура, деятельность и эволюция в период 1993–1998 годов. М.: МОНФ, 1999

  7. Головистикова А.Н. Конституционное право России. М., 2006

  8. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, 2000–2003 (Барсуков В.И., Брусницын Ю.А., Васецкий Н.А. и др.; под общ. ред. Селезнева Г.Н.). М.: Вэлти, 2000

  9. Грызлов Б.В. Будущее России // Актовые лекции: 2000/2001 учебный год. М., 2001

  10. Категория: Политология | Добавил: admin | Теги: статус и полномочия, Государственная дума
Просмотров: 851 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: