Четверг
09.05.2024
02:24
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Политология

Государственная казна субъекта РФ
29.01.2010, 20:22

Государственная казна субъекта РФ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические положения финансово-экономического механизма управления государственной казной субъекта Российской Федерации 5

1.1. Экономическое содержание понятия «государственная казна» 5

1.2. Классификация составляющих государственной казны публично-правового образования 9

1.3. Управление государственной казной публично-правового образования 10

Глава 2. Анализ формирования и использования средств государственной казны субъекта РФ 21

2.1. Механизм формирования и расходования средств государственной казны 21

2.2. Характеристика государственной финансовой казны 26

2.3. Структура имущества, входящего в государственную казну 35

Глава 3. Совершенствование механизма управления государственной казной субъекта РФ 48

3.1. Оптимизация организационного механизма управления государственной казной субъекта РФ 48

3.2. Уточнение формы баланса государственной казны субъекта РФ 52

Заключение 55

Список литературы 56

 

Введение

В условиях современной экономики финансовые и имущественные отношения играют активную роль в социально-экономических и общественно-политических процессах. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях.

В настоящее время публично-правовые образования являются собственниками финансовых ресурсов, других активов, не закрепленных за органами государственной власти, государственными унитарными предприятиями и учреждениями, в совокупности составляющих государственную казну соответствующего правового субъекта. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических, гражданско-правовых отношений.

Системный подход к организации функционирования и развития государственной казны субъекта Российской Федерации должен проявляться первоочередным образом в реализации финансово-экономического механизма управления ее составляющими. Казна призвана стать инструментом решения социально-экономических задач региона, механизмом привлечения инвестиционных ресурсов, индикатором кредитоспособности региона.

Выбранная тема «Государственная казна субъекта РФ» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть особенности государственной казны субъекта РФ.

Задачи:

1. Рассмотреть экономическое содержание понятия «государственная казна»;

2. Провести классификацию составляющих государственной казны публично-правового образования;

3. Проанализировать особенности управления государственной казной публично-правового образования;

4. Провести анализ формирования и использования средств государственной казны субъекта РФ (на примере Свердловской области);

 

Глава 1. Теоретико-методологические положения финансово-экономического механизма управления государственной казной субъекта Российской Федерации

1.1. Экономическое содержание понятия «государственная казна»

Государственные финансы являются важнейшим инструментом воздействия государства на экономическую жизнь общества. Основой государственных финансов выступает государственный бюджет, социально-экономическое содержание которого проявляется в участии государства в процессе общественного воспроизводства через (посредством) образования и расходования денежных средств.

Рассматривая бюджетные активы государства, необходимо учитывать, что существуют и другие активы, которые находятся в казне соответствующего публично-правового образования, также способные влиять на процесс общественного воспроизводства.

Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации).

Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях Системный подход к развитию государственной казны субъекта Российской Федерации должен проявляться первоочередным образом в реализации финансово-экономического механизма управления. Казна призвана стать основой решения финансовых, социально-экономических задач региона.

Учитывая нормы действующего законодательства Российской Федерации, теорию финансовых и имущественных отношений, автор сформулировал вывод о необходимости систематизации структуры государственной казны субъекта Российской Федерации, основанной на теоретико-правовых началах.

Такая систематизация осуществлена на основе использования приемов классификации (группировки). Предложенный вариант классификации составляющих государственной казны субъекта Российской Федерации представлен в табл. 1.

Приведенная классификация составляющих государственной казны субъекта Российской Федерации отражает различную социально-экономическую природу и материально-вещественные формы их существования, а также выражает принадлежность составляющих структуры казны к финансовым отношениям.

Порядок отнесения к той или иной группе составляющих государственной казны, способ и особенности функционирования, а также уровень влияния на показатели развития экономики субъекта Российской Федерации различаются между собой. Вовлеченность составляющих государственной казны субъекта РФ в экономический оборот на основе данной классификации предполагает выработку определенных принципов финансово-экономических отношений, базирующихся на этих составляющих.

Поэтому нормы принимаемых ОМС положений об управлении муниципальной казной, причисляющие к составу муниципальной казны объекты интеллектуальной собственности, неимущественные права, информацию и т.п., строго говоря, противоречат определению казны, данному Ст. 214, 215 ГК РФ. С точки зрения автора, это недостаток регулирования отношений в сфере формирования казны публично-правовых образований, однако в рамках данной статьи нет возможности остановиться на нем подробнее.

В соответствии с бюджетным законодательством денежные средства, а также финансовые обязательства и права требования представляют собой бюджет муниципального образования. Небюджетную часть казны формируют принадлежащие муниципальному образованию и не переданные в хозяйственное ведение или оперативное управление ценные бумаги, другие вещи и иное имущество.

Вещи, которые могут входить в состав имущества казны муниципального образования, могут быть классифицированы как по функциональному назначению, так и по иным основаниям, предлагаемым теорией гражданского права.

Все поступающие в казну муниципального образования вещи по своему функциональному назначению должны либо соответствовать требованиям п. 1 СТ. 50 Федерального закона от06.10.0З № 1З1-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 1З1-ФЗ), т. е. предназначаться для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и учреждений, осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также иных полномочий, предоставленных им федеральными законами, либо относиться к имуществу, подлежащему перепрофилированию или приватизации.

Это очевидное, на первый взгляд, положение может представлять определенную сложность в его практическом применении. Не все вещи по сути своей имеют определенное функциональное назначение, позволяющее бесспорно судить об их способности к участию в решении вопросов местного значения или осуществлению ОМС отдельных государственных полномочий. Например, дорожно-уборочная техника сама по себе предназначена для обслуживания дорог, однако в случае разбора по какой-либо причине на составляющие ее запасные части уже нельзя бесспорно отнести к этой же категории имущества. Представляется, что такие вещи могут находиться в собственности муниципального образования только тогда, когда они включены в состав имущественного комплекса предприятия или технологического имущественного комплекса, предназначенного для обслуживания дорог. Иначе невозможно оправдать их принадлежность к кругу имущества муниципального образования, установленного СТ. 50 Закона № 1З1-ФЗ, в т.ч. и к имуществу казны муниципального образования.

Легковые автомобили, электронно-вычислительная и оргтехника, мебель, предметы интерьера, иное движимое имущество в большинстве своем обладают аналогичными свойствами. Такое имущество либо используется в деятельности ОМС, муниципальных учреждений и передано им в оперативное управление, либо входит в имущественный комплекс муниципальных предприятий и передано им в хозяйственное ведение. В случае изъятия из хозяйственного ведения или оперативного управления такие объекты подлежат передаче другому муниципальному предприятию (учреждению) или приватизации, если только они не включены в состав имущественного комплекса предприятия или технологического имущественного комплекса.

Включение объектов инженерной инфраструктур систем водоснабжения и водоотведения, находящих в публичной собственности, в систему рыночных отношений возможно и целесообразно не только в ходе приватизации, но и за счет особых форм хозяйственного партнерства государства и частного бизнеса.

Формы государственно-частного партнерства разнообразны, но главным его элементом является заключение договора между публичным образование и частной (управляющей) компанией (для целей настоящей работы термин "публичные образования" объединяет Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования).

Для перехода на договорные отношения в сфере использования и эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения требуется ряд предпосылок. Во-первых, необходимо наладить систему формирован и учета имущества казны Российской Федерации. субъектов РФ и муниципальных образований, а во-вторых создать правовую базу эксплуатации имущества "социального назначения” частными компаниями.

3.2. Уточнение формы баланса государственной казны субъекта РФ

При решении органами государственной власти субъекта Российской Федерации задачи повышения эффективности управления государственным казенным имуществом региона и, как следствие, пополнения бюджетной составляющей казны необходима в первую очередь исчерпывающая информация о том, какими активами, не закрепленными за органами государственной власти региона, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, субъект Российской Федерации владеет и управляет, их количественные и качественные характеристики, формы использования.

С целью решения вопроса корреспондирования государственной казны денежной (бюджетной) и государственной казны имущественной необходима специфическая форма учета государственного казенного имущества субъекта Российской Федерации. В данном случае автор поддерживает точку зрения Г.И. Хайретдиновой относительно возможности формирования баланса имущественных активов и пассивов публично-правового образования. По нашему мнению, такой единый учетный регистр позволит оценить во взаимосвязи финансовый и нефинансовый компоненты государственной казны субъекта Российской Федерации с одновременным выявлением источников формирования стоимости государственного казенного имущества субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в целом инструментарий учета финансовой и нефинансовой составляющих государственной казны субъекта Российской Федерации должен включать в себя как инструменты учета отдельных компонентов государственной казны субъекта Российской Федерации (регистры бухгалтерского учета средств бюджета субъекта РФ; первичные документы на объекты, включенные в состав государственной казны субъекта РФ; реестр государственного казенного имущества субъекта РФ), так и взаимосвязанный механизм аналитического учета всего состава государственной казны региона.

Отметим, что порядок управления денежными средствами бюджетов всех уровней детально урегулирован нормами соответствующих отраслей законодательства. Напротив, порядок управления иным имуществом казны до сих пор не нашел системного регулирования в отечественном законодательстве.

При решении органами государственной власти субъекта Российской Федерации задачи повышения эффективности управления государственным казенным имуществом региона и, как следствие, пополнения бюджетной составляющей казны необходима в первую очередь исчерпывающая информация о том, какими активами, не закрепленными за органами государственной власти региона, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, субъект Российской Федерации владеет и управляет, их количественные и качественные характеристики, формы использования.

 

Заключение

Усовершенствованная автором система учета государственного казенного имущества субъекта Российской Федерации позволит объективно оценивать состав казны субъекта Российской Федерации, включающий как имущество, так и средства бюджета субъекта Российской Федерации. Это обусловит возможность оценки кредитоспособности и инвестиционной привлекательности региона на основе более широкого круга показателей, характеризующих не только качество бюджетной системы субъекта Российской Федерации, но и состояние государственной казны в целом.

Исходя из вышеизложенного, цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в развитии теоретических, методологических и прикладных положений финансово-экономического механизма управления государственной казной субъекта Российской Федерации.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.

  3. Артемов Н.М. Учебник по финансовому праву. М., 2007

  4. Вострикова Л.Г. Финансовое право. М., 2009

  5. Грачева Е.Ю. Финансовое право. 3-е изд. М., 2008

  6. Крохина Ю.А. Финансовое право: учебник для вузов. М., 2009

  7. Куфакова Н.А., Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. - М.: ТЕИС, 2005.

  8. Овсянникова Е.Ю., Панова В.В. Финансовый баланс субъекта Российской Федерации // Материалы международной конференции: Экономика и бизнес: позиция молодых ученых. Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 2003 г.

  9. Панова В.В. Экономическое содержание понятия «государственная казна» // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2005 г

  10. Панова В.В. Организация учета государственной казны субъекта Российской Федерации // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2004 г.

  11. Панова В.В. Формирование государственной казны субъекта Российской федерации // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2004 г.

  12. Панова В.В. Особенности формирования и расходования средств государственной казны Свердловской области // Исследование проблем федерализма в России: междисциплинарный подход. Вып. 5. Российский федерализм: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2005 г.

  13. Петрова Г.В. Финансовое право. М., 2008

  14. Пешина Э.В. Панова В.В. Государственная казна субъекта Российской Федерации. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2005 г.

  15. Савин А.Ю. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 2007.

  16. Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учебное пособие для вузов. - М.: Новый Юрист, 2007.

  17. Ускова А.Ю., Панова В.В. Инструментарий учета составляющих государственной казны публично-правового образования // Труды VI Международного Российско-Китайского симпозиума: Государство и рынок. Екатеринбург: Изд-во Института экономики УрО РАН, 2005 г.

  18. Финансовое право: Учебник/Под ред. О.Н. Горбуновой. - М.: Юристъ, 2006.

  19. Финансовое право: Учебник/Под ред. Н.И. Химичевой. - М.: БЕК, 2005.

  20. Финансовое право: Учебное пособие/Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.

  21. Финансовое право: Учебное пособие. - М.: Новый Юрист, 2006.

  22. Эриашвили Н.Д. Финансовое право. Учебник. М., 2008

 

 

 

Категория: Политология | Добавил: admin | Теги: субъекта РФ, Государственная казна
Просмотров: 1203 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: