Среда
08.05.2024
20:35
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Политология

Государственная политика в области охраны труда
29.01.2010, 20:27

Государственная политика в области охраны труда

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Понятие и основные направления государственной политики в области охраны труда 5

1.1. Понятие и правовые основы отношений в области охраны труда 5

1.2. Направления государственной политики в области охраны труда 15

1.3. Управление охраной труда на муниципальном уровне 23

Глава 2. Экономические методы управления охраной труда 34

2.1. Экономика охраны труда: трудный путь становления 34

2.2. Роль компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда в управлении охраной труда 40

2.3. Методы стимулирования улучшения условий труда в условиях современной рыночной экономики 41

2.4. Налоговое регулирование как метод экономического стимулирования улучшения условий и охраны труда 46

Заключение 49

Список литературы 51

 

Введение

Государственное управление в сфере охраны труда осуществляют в пределах своих полномочий федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Начало ХХI века ознаменовалось принятием федеральных законов, конкретизировавших полномочия государственных органов власти Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Полномочиям в сфере трудовых отношений, изложены в Трудовом кодексе в статье 6 «Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Как следует из текста статьи 6 Трудового кодекса РФ ....

Отсутствие конкретных полномочий по регулированию трудовых отношений в сфере охраны труда не означает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации лишены права участия в государственном управлении охраной труда. Во-первых, согласно ст. 6 Трудового кодекса РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. Во-вторых, в соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ «реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».

Выбранная тема «Государственная политика в области охраны труда» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть особенности государственной политики в области охраны труда.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Понятие и основные направления государственной политики в области охраны труда

1.1. Понятие и правовые основы отношений в области охраны труда

Под государственным управлением в области охраны труда следует понимать упорядочивающее воздействие государства в области охраны труда через деятельность, осуществляемую соответствующими органами и через санкционированную им деятельность других органов, не являющихся по своему статусу государственными.

Содержание, смысловое наполнение понятия охраны труда изменялось как в России, так и в мире в целом. Основы законодательства Российской Федерации об охране труда 1993 года стали первым отечественным законодательным актом, закрепившим и расшифровавшим данное понятие. Логическим продолжением его закрепления стал закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 1999 года.

С развитием общества перед законодателем в области охраны труда выдвигаются новые задачи, поскольку процессы труда и производства находятся в непрерывном совершенствовании, что объективно приводит к изменению характера труда, возникновению новых профессий и, соответственно, требует постоянного совершенствования правовой базы. В самое ближайшее время законодателю придется регламентировать охрану труда, учитывая опасность нервно-эмоционального напряжения работника, возможно, в большей степени, чем опасность его физического перенапряжения, а также учитывать его профессиональную пригодность и предрасположенность» к травматизму. Реализация этих законодательных положений должна стать юридической обязанностью для работодателя.

Российская Федерация, утверждая свое полноправное место в европейском и мировом сообществах, ведет активную работу по приведению национального законодательства в соответствие с международными требованиями. Ратификация Российской Федерацией конвенций МОТ, ее участие в трудоохранной деятельности Совета Европы позволит нашему государству осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и его охране на международно-правовой основе, окажет положительное влияние на реальное состояние и наполнение отношений социального партнерства, будет способствовать снижению социального напряжения, повысит международный престиж России как правового государства, уважающего и соблюдающего международные социально-правовые стандарты.

Проблемы правового регулирования управления охраной труда в настоящее время обусловлены рядом законодательных изменений: обновлением Трудового кодекса Российской Федерации (с 6 октября 2006 года), последовавшей в этой связи отменой Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и законов об охране труда в субъектах Российской Федерации, введением в действие с 1 января 2006 года Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В этих условиях центр тяжести обеспечения безопасности труда переносится на уровень работодателей, которые формируют систему управления охраной труда в организациях. Вместе с тем организация работы работодателей и предпринимателей по правовому регулированию управления охраной труда обеспечивается на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.

 

1.3. Управление охраной труда на муниципальном уровне

В соответствии с ч. 4 ст. 216 ТК РФ в государственном управлении охраной труда участвуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить нормативным правовым актам федерального уровня. Например, органы исполнительной власти субъектов РФ не могут ограничивать права работников в сфере охраны труда, гарантированные федеральным законодательством. Хотя органы исполнительной власти субъектов РФ вправе создавать дополнительные гарантии для работников с целью защиты их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ могут участвовать в государственном управлении охраной труда путем издания правоприменительных актов, обязывающих работодателей устранить нарушения трудовых прав работников. Такие акты могут быть обжалованы заинтересованными лицами либо в вышестоящий орган федеральной исполнительной власти, либо в суд по месту нахождения органа исполнительной власти субъекта РФ, издавшего правоприменительный акт. Признание указанными органами этого акта законным и обоснованным, а также истечение срока на его обжалование влечет возникновение у работодателя обязанности по исполнению предписания данного акта. Невыполнение этой обязанности также является основанием для привлечения представителей работодателя к установленным законодательством мерам ответственности.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъекта РФ обжалуются в суд соответствующего субъекта РФ, который имеет полномочия по их признанию недействующими, если они вступают в противоречие с вышестоящим по юридической силе законодательством, в частности, с федеральным законодательством, законами соответствующего субъекта РФ.

Органы местного самоуправления также могут участвовать в управлении охраной труда в пределах имеющейся у них компетенции, например, путем создания за счет собственных средств дополнительных гарантий для защиты жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Сегодня важнее управление охраной труда на муниципальном уровне, то есть органами местного самоуправления, которые должны создать в своей структуре службу охраны труда, назначить специалистов по охране труда, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы в этой области.

Правовой базой муниципального управления охраной труда являются Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 210); федеральные законы: от 24 июля 1998 г. No 125- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; от 21 июля 1997 г. No 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др.; постановления Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Полномочия органов местного самоуправления установлены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). Дальнейшее правовое развитие на уровне субъектов РФ осуществляется самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

Глава 2. Экономические методы управления охраной труда

2.1. Экономика охраны труда: трудный путь становления

Государственное, региональное и корпоративное управление сферой охраны труда требует в качестве исходных своих предпосылок знание о затратах различных субъектов на эти цели. В наследство от плановой командной России экономики досталась система управления охраной труда с минимальным числом экономических (стоимостных) показателей, что связано с неразвитостью товарно-денежных отношений в социалистической экономике и советской идеологией "бесценности” человеческой жизни. Так, в статистике по охране труда в форме № 7-травматизм "сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях” до 1997 г. было всего два стоимостных показателя: материальные затраты на мероприятия по охране труда и затраты по возмещению вреда пострадавших.

Минимальное число стоимостных показателей в статистической отчетности до сих пор выступает препятствием развития экономических методов в управлении охраной труда и свидетельствует о том, что хозяйствующие субъекты еще не научились считать издержки, связанные с неблагоприятными условиями труда. Крайне скудно разработаны экономические методы в сфере управления охраной труда на федеральном и региональных уровнях.

Внеэкономичность сферы управления охраной труда, в частности, проявляется в том, что государственные нормативные требования охраны труда, которые обязательны к исполнению согласно Трудовому кодексу РФ и Федеральному закону "Об основах охраны труда в РФ”, никоим образом не связаны с вопросом об их экономической достижимости.

Уровень обеспечения безопасности и гигиены труда, работающих в существенной степени зависит от состояния экономики страны и экономики производств. Кризисное состояние экономики страны, проявляющееся в резком спаде промышленного производства и сокращении инвестиций в реальную экономику, сводит на нет деятельность государства по реализации гарантий конституционных прав граждан, в том числе права на труд в условиях, обеспечивающих требования безопасности и гигиены (Конституция РФ, статья 37 пункт 3). Это отражается, в частности, в том факте, что в федеральном бюджете не предусматриваются средства на целевые программы мероприятий по улучшению условий и охраны труда, хотя в Федеральном законе "Об основах охраны труда в Российской Федерации” в ст. 5 указано, что государственные органы власти определяют расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

На уровне отраслей экономики кризис проявился в падении объемов производимой продукции, убыточности производств, задолженности по заработной плате и т.д., что привело к ликвидации служб охраны труда, сокращению финансированию мероприятий по улучшению условий труда. В результате в целом состояние условий и охраны труда характеризуется как стабильно неудовлетворительное. В целях изменения этого положения приняты Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации” и ряд нормативных и правовых актов. В ходе реализации положений законодательства сформированы управления и отделы охраны труда в администрации субъектов РФ, и даже в органах местного самоуправления, воссоздаются и укрепляются службы охраны труда в организациях, усилилось обучение вопросам охраны труда специалистов отраслей экономики, профсоюзных работников. Увеличилась роль Федеральной инспекции труда, осуществляющей надзор и контроль за выполнением требований законодательства о труде и охране труда.

Заключение

Краткий обзор позволяет сделать вывод, что в настоящее время в России отсутствует реальная государственная политика экономического стимулирования деятельности работодателей по улучшению условий и охраны труда. Препятствием заинтересованности работодателей выступает низкая оплата труда работников, проигрывающая в сопоставлении с высокой стоимостью производственных фондов, введение которых необходимо для ликвидации вредных факторов производственной среды.

Крайняя сложность проблемы улучшения условий и охраны труда определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, уровень условий и охраны труда складывается под воздействием ряда взаимосвязанных и взаимодействующих факторов, в обобщенном виде представленных на схеме. Во-вторых, управление охраной труда не существует само по себе, но органически включено в систему управления экономикой, являющейся многоуровневой, внутренне единой открытой системой с нелинейной динамикой развития.

Включенность управления охраной труда в управление сложными экономическими системами предопределяет то, что управление охраной труда также имеет сложный системный характер и для достижения положительного результата необходимо включение всех взаимосвязанных факторов, в единстве дающих искомый положительный результат.

Но этого недостаточно. Государство переложило свои обязанности по обеспечению права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на работодателя (ст. 212 Трудового кодекса РФ), который действует, подчиняясь законам рыночной экономики, определяющий цель предпринимательской деятельности – получение прибыли. По нашему мнению, актуальна задача разработки программы действий государства, включающей конкретные меры по проведению эффективной политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение техники и технологии, исключающей вредные и (или) опасные факторы производственной среды.

 

Список литературы

I. Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)

  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»// "Российская газета", N 72, 08.04.2004

  3. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)

  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2008)// "Российская газета", N 256, 31.12.2001

  5. Кодекс законов о труде Российской Федерации (КЗоТ РФ) (в ред. от 25 сентября 1992 г.) (с изм. и доп. от 25 сентября 1992 г., 22 декабря 1992 г., 27 января, 15 февраля, 18 июля, 24 августа, 24 ноября 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 6 мая, 24, 31 июля 1998 г., 30 апреля 1999 г., 27 декабря 2000 г., 18 января, 10 июля 2001 г.) (утратил силу)

II. Специальная литература

  1. Акопова Е. М. Современное трудовое законодательство. М., 2002,438с

  2. Акопова Е. П. Договоры о труде. Ростов-на-Дону, 2002,437с.

  3. Вольдман Я. Новый Трудовой кодекс Российской Федерации//Гражданин и право. 2002. № 5.

  4. Гершанов Е. М. Трудовой договор в современных условиях. М., 2002,296с.

  5. Головина С. Ю. Понятийный аппарат трудового права. Екатеринбург,2000,371с.

  6. Гусов К.Н. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ. М., 2002,673

  7. Гусов К. Н. Трудовые контракты и реализация права на труд // Вестник МГУ. Сер. Право. 2002, № 4,С.16-18

  8. Гусов К. Н. Трудовой договор: комментарий ТК РФ. М., 2002,426с.

  9. Ершов В. Новый Трудовой Кодекса Российской Федерации: за и против // Трудовое право,2002, № 3,С.13-15

  10. Егоров В.И. Трудовой договор. М., 2008

  11. Зайкин А. Д. Экономико-правовое регулирование трудового контракта. // Трудовое право,2002, № 5,С.18-20.

  12. Зайкин А. Д. Трудовой договор. М., 2002,329с.

  13. Иванов С. А. Защита прав человека в трудовом праве переходного периода. Некоторые проблемы // // Трудовое право,2001, № 11,С.24-25

  14. Иванов С. А. Применение конвенций МОТ в России в переходный период: некоторые проблемы // Государство и право. 2000, № 8-9, С.23-27

  15. Иванов С. А. Российское трудовое право: история и современность // Государство и право. 2001. № 5,С.11-13

  16. Иванов С. А. Трудовой договор и рыночная экономика // Вестник Московского университета. Сер. Право. 2002, № 4,С.24-29

  17. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы // Государство и право, 2001, № 4,С.32-35

  18. Иванов С. А. Трудовое право переходного периода: новые источники // Государство и право,2002, № 1,С.3-6

  19. Коршунова Т. Ю. Трудовой договор в современных условиях // Государство и право. 2002, № 2,С.14-17

  20. Копытин П.В. К правовой реформе в сфере труда: каким быть трудовому договору// Библиотечка профсоюзного активиста. 2002, № 4,С.15-17

  21. Крылов К. Д. Законодательство России о профессиональных союзах. М., 2001,345с.

  22. Куренной А. М. Трудовое право на пути к рынку. М., 2001,254с.

  23. Куренной А. М. Трудовое право России: что впереди? // Законодательство. 2001, № 4,С.4-6

  24. Курилов В. И. Личность в системе управления трудом (правовой аспект). СПб., 1999,376с.

Куренной Л. Трудовой договор: понятие, содержание и порядок заключения// Законодательство. 2007. №1.

  1. Лушникова М. В. Государство, работодатели и работники. Ярославль, 2001,387с.

  2. Маврин С. П. Трудовое право России. М.,2002,560с.

  3. Маврин С. П. Современные проблемы общей части российского трудового права. СПб., 2001,297с.

  4. Маврин С. П., Хохлов Е. Б. О кодификации трудового законодательства в России // Государство и право. 1999, № 6,С.14-16

  5. Миронов В. Правовое регулирование труда в России: вопросы и ответы // Трудовое право, 1999, № 4,С.11-14

  6. Миронов В. Правовое регулирование труда в России: вопросы и ответы // Трудовое право, 2000, № 1,С.23-25

  7. Никитинский В. И., Коршунова Т. Ю. Правовое регулирование трудовых отношений работающих собственников //Государство и право,2001,№ 6,С.12-14

  8. Нуртдинова А. Ф. Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений в современной России. М., 2001,359с.

  9. Орловский ЮП. Комментарий к Трудовому Кодексу России.М.,2002,959с.

  10. Петров А. Я. Новый трудовой кодекс: достоинства и недостатки // Государство и право. 2002, №1,С.13-15

  11. Перепелкин М.С. Комментарий к Трудовому Кодексу России.М.,2002,759с.

  12. Пустозерова В.М. Комментарий к Трудовому Кодексу России.М.,2002,864с.

  13. Санникова Л. В. Договор найма труда в России. М., 2001,261с.

  14. Сафонов В. А. О некоторых принципах регулирования трудовых отношений // Государство и право. 2000, № 7,С.21-23

  15. Скобелкин В. Н. Трудовые правоотношения. М., 2001,315с.

  16. Ставцева А. И., Хохрякова О. С. Трудовой договор. М., 2001,326с.

  17. Соболев С. А. Трудовое законодательство и мотиваций поведения человека // Государство и право. 1999, № 1,С.7-9

  18. Соболев С. А. Трудовое право России и социальное развитие // Государство и право,2001, № 4,С.10-12

  19. Ставцева А. И. Разрешение трудовых споров. М., 2000,216с.

  20. Сыроватская Л. А. Трудовое право: Учебник. М., 2002,358с.

  21. Сыроватская Л. А. Комментарий к Трудовому Кодексу России.М.,2002,794с.

  22. Толкунова В. Н. Гусов К. Н. Трудовое право России. М., 2002,427с.

  23. Толкунова В. Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. М., 2001,398с.

  24. Харитонова Ю.В. Трудовой договор. Учебник. М., 2008

  25. Чиканова Л. Трудовой договор// Хозяйство и право. 2002. № 5. С.10.

  26. Щербанин Ю.А. Мировая экономика. М., 2009

Категория: Политология | Добавил: admin | Теги: охраны труда, Государственная политика
Просмотров: 715 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: