История политических и правовых учений. Контрольная
СОДЕРЖАНИЕ
1. Провести сравнительный анализ произведений социалистов-утопистов 16-18 вв. Т. Мора и Т. Компонеллы. Выделите общие черты и отличительные особенности проектов идеального государства в утопии Т. Мора и городе солнца Т. Компон еллы. 2
2. Почему учение Ш. Монтескье о государстве и праве часто называют географической доктриной 18
Список литературы 26
1. Провести сравнительный анализ произведений социалистов-утопистов 16-18 вв. Т. Мора и Т. Компонеллы. Выделите общие черты и отличительные особенности проектов идеального государства в утопии Т. Мора и городе солнца Т. Компонеллы.
Что ни говори, в Средние века жить было плохо и скучно, если не сказать больше. Никаких благ цивилизации, разруха, грязь, обман, необразованность, отсутствие приличной медицины люди тысячами умирали от эпидемий. Плюс ко всему не было равенства и не было свободы. Верховные правители распоряжались чужими жизнями как хотели, могли казнить любого. И не было никакой надежды на лучшую долю. Вот тут-то и появляется в литературе такой жанр, как утопический роман. Попросту говоря, просвещенные люди (умевшие обращаться с пером и бумагой, таких тогда было немного) писали истории о вымышленных государствах, где отсутствовали все те ужасы, которые из окружали. Они описывали общества без изъянов и несправедливости, где были все равны и одинаковы.
Сейчас наиболее известны две из дошедших до нас утопий. Это «Остров Утопия» англичанина Томаса Мора и «Город Солнца» итальянца Кампанеллы. Ниже мы посмотрим, как себе представляли идеальное общество эти два мыслителя, сравним и проанализируем их точки зрения. В конце реферата приведены собственные мысли автора по этому поводу. Возможно или невозможно построить идеальное общество? Если да, то какое и как? В чем ошибались социалисты-утописты.
Книга, столь же полезная, сколь и забавная» ...................................................
2. Почему учение Ш. Монтескье о государстве и праве часто называют географической доктриной
Крупнейшим теоретиком государства во французском Просвещении был Шарль Луи де Монтескье (1689 – 1755 гг.). Свои общественно-политические воззрения он изложил первоначально в романе "Персидские письма”, а также в историческом очерке "Размышления о причинах величия и падения римлян” и других сравнительно небольших работах. В результате многолетнего изучения истории законодательства появился его главный труд – книга "О духе законов” (1748 г.).
Монтескье создал первую развернутую политическую доктрину в идеологии просветительства. В своих исследованиях он стремился расширить фактологическую базу социально-политической теории, описать причины, вызывающие изменения в законодательстве и нравах, и, обобщив накопленный материал, выявить законы истории. Монтескье был убежден, что ход истории определяется не божественной волей и не случайным стечением обстоятельств, но действием соответствующих закономерностей. "Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие... Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей”.
Эмпирические методы исследования в трудах Монтескье используются наравне (и поэтому вступают в резкое противоречие) с методологией рационализма. Так, изучение первобытного общества позволило ему преодолеть договорную теорию происхождения государственной власти. Заимствуя идею естественного (догражданского) состояния, он в то же время отвергает рационалистические конструкции, в которых образование государства выводилось из требований естественного права. Не принял он и само понятие общественного договора.
Возникновение политически организованного общества Монтескье склонен рассматривать как исторический процесс. По его мнению, государство и законы появляются вследствие войн. Не имея достаточных материалов, чтобы построить общую теорию происхождения государства, мыслитель пытается объяснить этот процесс, анализируя то, как зарождались конкретные социальные и правовые институты. В связи с этим он полемизирует с предшествующими ему теоретиками, которые вопреки историческим фактам переносили в естественное состояние такие социальные явления, как собственность (Дж. Локк) и войну (Т. Гоббс). Монтескье был одним из зачинателей историко-сравнительного изучения общества и государства, эмпирического правоведения.
..............................................
Список литературы
-
Антология мировой политологической мысли. В 5 т. Т.1. М.: Мысль, 2005
-
Всемирная история в 10 томах, Т.4. М.: И-во Социально-экономической литературы, 2006
|