Неполная семья как фактор психологического неблагополучия детей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Неполная семья 6
1.1. Основные понятия 6
1.2. Как предупредить отклонения в поведении ребенка 7
Глава 2. Медицинские обоснования создания московской городской комиссии по вопросам воспитания детей в распавшихся семьях 19
Заключение 25
Список литературы: 27
Введение
Неполная семья - группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Возникает в силу разных причин:
-
рождения ребенка вне брака,
-
смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного проживания родителей;
-
соответственно выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую и материнскую семьи;
последние составляют абсолютное большинство среди неполных семей. Воспитание детей в неполной семье обладает рядом особенностей. Вследствие отсутствия одного из родителей, оставшемуся приходится брать на себя решение всех материальных и бытовых проблем семьи. При этом ему необходимо также восполнять возникший дефицит воспитательного влияния на детей.
Совмещения всех этих задач весьма затруднительно. Поэтому большинство неполных семей испытывают материально-бытовые трудности и сталкиваются с педагогическими проблемами.
Психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие утраты одного из родителей. Большинство неполных семей возникают по причине ухода отца. Матери редко удается сдерживать и скрывать свое раздражение по отношению к нему; ее разочарование и недовольство нередко бессознательно проецируется на их общего ребенка. Возможна и иная ситуация, когда мать подчеркивает роль безвинной жертвы, в которой оказался ребенок. При этом она стремится с избытком восполнить недостаток родительской заботы и переходит все разумные пределы: окружает ребенка атмосферой приторной ласки и чрезмерной опеки. Во всех подобных случаях воспитательная атмосфера семьи искажается и отрицательно сказывается на становлении личности ребенка.
Немаловажно и то, что в отсутствие одного из родителей ребенок лишен возможности полноценного формирования стереотипа поведения своего пола. Так, в отсутствие отца мальчик не имеет возможности на ближайшем примере наблюдать особенности мужского поведения и невольно перенимает женские черты. И для девочки мать в этой ситуации вынуждена совмещать собственную материнскую роль и роль отсутствующего отца; в результате психосексуальное развитие отличается противоречивостью. (Установлено, что большинство лиц гомосексуальной ориентации выросли в неполных семьях.) Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению.
Все это не означает, .однако, что неполная семья обязательно является неблагополучной в воспитательном аспекте. Указанные проблемы могут возникнуть в неполной семье с большей вероятностью, чем в полной, но из этого вовсе не следует, что они обязательно возникнут. В ряде случаев психологическая атмосфера семьи достаточно благоприятна и не создает затруднений в формировании здоровой личности. Бывает и наоборот: в формально полной, но эмоционально неблагополучной семье ребенок сталкивается с гораздо более серьезными психологическими проблемами. Поэтому родители, утратившие привязанность друг к другу и живущие вместе лишь "ради детей", зачастую приносят напрасную жертву.
Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом объективных трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. Родителю, в силу обстоятельств оказавшемуся главой неполной семьи, необходимо трезво осознавать психологические особенности создавшейся ситуации и не допускать, чтобы они приводили к негативным последствиям. Опыт множества благополучных неполных семей свидетельствует, что это возможно.
Выбранная мною тема «Неполная семья как фактор психологического неблагополучия детей», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать сущность неполной семьи как фактора психологического неблагополучия детей.
Задачи:
-
Анализ основных понятий неполной семьи
-
Изучение проблем, возникающих при воспитании детей из неполных семей.
Основная гипотеза – воспитание детей в неполных семьях осложнено некоторыми трудностями.
При написании работы был использован метод сравнения.
Объект исследования – неполная семья
Предмет исследования – неполная семья как фактор психологического неблагополучия ребенка.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Список литературы:
-
Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988;
-
Венгер А. Истоки неблагополучия // Семья и школа. - 1988. № 4;
-
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. М., 2003.
|