Образ жизненного успеха как фактор профессионального самоопределения старшеклассников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Образ жизненного успеха как фактор профессионального самоопределения старшеклассников 4
Заключение 20
Список литературы 23
Введение
Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека — от появления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности. В понятии самоопределения, которое получило широкое распространение в социологической литературе, подчеркнут тот важный момент понимания проблемы развития личности, который связан с ее самостоятельным выбором профессионального и жизненного пути. На это обращает внимание М. X. Титма, который видит в переходе от понятий «подготовка», «воспитание» к понятиям «включение» и «самоопределение» существенный сдвиг в ориентациях исследователей, сосредоточивающих анализ на активности самого субъекта в противовес рассмотрению его как пассивного объекта социального воздействия. Действительно, на личность воздействует столь широкий спектр различных, нередко противоположных по направленности факторов внешней среды, что только при условии активного освоения и осмысления всех этих влияний возможен выбор профессионального и жизненного пути, соответствующий потребностям и интересам личности. Самоопределение предполагает акцент на самодетерминации личности, в которой ключевую позицию занимает детерминация будущим — жизненными целями, планами и ориентациями. При такой постановке проблемы исследование жизненной перспективы оказывается важнейшим направлением в изучении многочисленных проблем профессионального самоопределения.
Цель работы – рассмотреть особенности образа жизненного «успеха» как фактора профессионального самоопределения старшеклассников.
Список литературы
-
Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.; Воронеж. 1996.
-
Бондаревская Е. В. Смыслы и стратегии личностью ориентированного образования // Педагогика. 2001. N 1.
-
Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Вып. N 10. М.. 2000.
-
Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1981.
-
Лисовский В. Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологических исследований // Педагогика. 1998. N 4.
-
Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. 1996. N 1 - 2.
-
Чистякова С. Н., Пряжников Н. С. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М., 2002.
|