Понедельник
29.04.2024
18:58
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Психология

Рефлекторная деятельность
14.10.2010, 23:49

Рефлекторная деятельность

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение        2
Глава 1. Рефлекторная деятельность        4
1.1. Рефлекторная теория психических процессов        4
1.2. Развитие сознания        14
1.3. От допсихических процессов к ментальным явлениям        16
1.4. Нервная система: центр или периферия?        17
Глава 2. Развитие рефлекторной теории        18
2.1. Предпосылки рефлекторной теории        18
2.2. Концепция психических процессов И. М. Сеченова        20
2.3. Структура понятия "рефлекс"        22
2.4. Психофизиологическая концепция И. П. Павлова        26
2.5. Сигнальная деятельность нервной системы        32
Заключение        37
Список литературы        38
 
Введение
 Рефлекс - основная форма нервной деятельности. Ответная реакция организма на раздражение из внешней или внутренней среды, осуществляющаяся при участии центральной нервной системы, называется рефлексом.
Путь, по которому проходит нервный импульс от рецептора до эффектора (действующий орган), называется рефлекторной дугой.
В рефлекторной дуге различают пять звеньев:
  • рецептор;
  • чувствительное волокно, проводящее возбуждение к центрам;
  • нервный центр, где происходит переключение возбуждения с чувствительных клеток на двигательные;
  • двигательное волокно, несущее нервные импульсы на периферию;
  • действующий орган - мышца или железа.
Любое раздражение - механическое, световое, звуковое, химическое, температурное, воспринимаемое рецептером, трансформируется (преобразуется) или, как теперь принято говорить, кодируется рецептором в нервный импульс и в таком виде по чувствительным волокнам направляется в центральную нервную систему. При помощи рецепторов организм получает информацию обо всех изменениях, происходящих во внешней среде и внутри организма.
В центральной нервной системе эта информация перерабатывается, отбирается и передается на двигательные нервные клетки, которые посылают нервные импульсы к рабочим органам - мышцам, железам и вызывают тот или иной приспособительный акт - движение или секрецию.
Рефлекс как приспособительная реакция организма обеспечивает тонкое, точное и совершенное уравновешивание организма с окружающей средой, а также контроль и регуляцию функций внутри организма. В этом его биологическое значение. Рефлекс является функциональной единицей нервной деятельности.
Выбранная мною тема «Рефлекторная деятельность» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть особенности рефлекторной деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 

Глава 1. Рефлекторная деятельность

 1.1. Рефлекторная теория психических процессов

Понятие рефлекса (по латыни отражение) в науку ввел французский ученый Рене Декарт. Но его взгляды, на тот момент, были еще наивны и противоречивы, В начале прошлого века физиология достаточно изучила спинномозговые рефлексы. Заслуга создания рефлекторной теории психики принадлежат И.М. Сеченову и И.П. Павлову. Так, И.М.Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) показал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу своего происхождения суть рефлексы.
Он выделил в рефлексах три звена:
  • начальное звено внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг;
  • среднее звено центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и- торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей, чувств и т.д.);
  • конечное звено внешнее движение.
По мнению Сеченова, рефлексы головного мозга начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением, поскольку среднее звено не может быть обособлено от первого и третьего, а также поскольку все психические явления это неотделимая часть всего рефлекторного процесса, имеющего причину в воздействиях внешнего для мозга реального мира.
 

Глава 2. Развитие рефлекторной теории

 2.1. Предпосылки рефлекторной теории

С одной стороны, при исследованиях реакций, управляемых лишь спинным мозгом (эксперименты Э. Пфлюгера), были обнаружены признаки актов психически регулируемого поведения. Эта связь психики со спинным мозгом получила прямое выражение даже в самом названии работы Э. Пфлюгера "Сенсорные функции спинного мозга позвоночных".
С другой стороны, факты гомеостатических регуляций в исследованиях К. Бернара, И. М. Сеченова (посвященных анализу газов крови) и открытие центрального торможения в работах Э. Вебера и И. М. Сеченова показали, что головной мозг принимает участие в управлении собственно соматическими, "чисто" телесными реакциями. Из обоих рядов фактов следуют два вывода, чрезвычайно существенных с точки зрения поиска общих законов работы нервной системы:
  1. Спинной мозг является органом не только соматических, но и психических функций.
  2. Головной мозг является субстратом не только психических, но и соматических актов.
Факты участия центров головного мозга в гомеостатических реакциях и наличия психических компонентов в целесообразных реакциях организма с одним спинным мозгом подорвали основу традиционного противопоставления механизмов психических и соматических функций, принципиальный (хотя и несколько огрубленный) смысл которого сводился к тому, что механизм соматических актов является периферическим, а механизм психических процессов чисто центральным.
 
Список литературы
  1.  Батуев А.С. Человек: анатомия, физиология. М., 2005
  2. Коротько Г.Ф. Физиология человека. М., 2002
  3. Ничипорук Г.И. Анатомия и физиология человека. М., 2005
  4. Петренко В.В. Физиология человеческого организма. Учебник. М., 2006
  5. Покровский В.М. Физиология человека. М., 2004
  6. Сапин М.Р. Анатомия человека с элементами физиологии. М., 2006
  7. Сивоглазов В.И. Физиология и анатомия человека. М., 2007
  8. Семенович А.А. Физиология человека. Учебник. М., 2005
  9. Ткаченко А.Н. О физиологии человеческого организма. М., 2005
  10. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека. М., 2006.
Категория: Психология | Добавил: admin | Теги: Рефлекторная деятельность, Рефлекс
Просмотров: 536 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: