ПТК. Социология
СОДЕРЖАНИЕ:
Тема 1. Предмет социологии 2
Тема 2. Становление социологии. Огюст Конт (1798-1857) 3
Тема 3. Становление социологии. Герберт Спенсер (1820-1903) 4
Тема 4. Становление социологии. Карл Маркс (1818-1883) 5
Тема 5. Развитие социологии. Характерные черты российской дореволюционной социологии 6
Тема 6. Развитие социологии. Эмиль Дюркгейм 6
Тема 10. Функционалистская социология 7
Тема 11. Конфликтологические теории 8
Тема 12. Общество как социальная система 10
Тема 13. Культура общества 10
Тема 14. Личность в обществе 11
Тема 15. Социальная стратификация и мобильность 13
Тема 16. Социальные институты 13
Список литературы: 14
Тема 1. Предмет социологии
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь» определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию» отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны полагать, что предметом социологии есть общество или определенные общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права, политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология, в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества. Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности, то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.
Тема 2. Становление социологии. Огюст Конт (1798-1857)
Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук.. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.
Конт - сторонник концентрации и централизации политической власти, социальной иерархии и субординации; Сен-Симон, наоборот, предсказывает и обосновывает исчезновение государства и доказывает фундаментальное равенство между людьми. Утверждая значение интеллектуальной реформы как необходимого условия реформы социальной, Конт упрекал Сен-Симона в поспешности и отмечал, что тот хочет лечить болезнь, природу которой еще не изучил. Во-вторых, и это самое главное, идеи Сен-Симона выражены в зародышевой, неразвернутой форме, это часто лишь отдельные высказывания, наброски концепций, но не сами концепции. У Конта, наоборот, те же идеи представлены в виде развернутых, систематических концепций и теорий.
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции: ... просветительскую идею прогресса и традиционализм, просветительский рационализм (даже в якобинском культе Разума он видел предвосхищение позитивизма) и средневековый католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее, сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии, так же как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные основания. Поэтому создание позитивизма как синтетической мировоззренческой системы он начинает с пересмотра этих оснований.
Тема 16. Социальные институты
Дисфункция бывает в том случае, если институты не справляются со своими задачами, не выполняют в полном объеме соответствующих функций. Например, ныне российские правоохранительные органы не в состоянии должным образом защитить жизнь, достоинство и частную собственность россиян. Не в полной мере отвечает современным требованиям институт образования. Школы и вузы нередко выдают дипломы невеждам и дилетантам.
Список литературы:
-
Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 2002
-
Краткий словарь по социологии. М., 2002
-
Осипов Г. В. Социология. М., 1999
-
Основы социологии. Под общей редакцией А. Эфендиева. М., 2001
-
Сорокин П: А.- Человек, цивилизация, общество. М ., 2002
-
Ядов В. А. Размышления о предмете социологии. Социс, 1999.
|