Понедельник
29.04.2024
19:43
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Социология

Социализация молодежи в современных условиях
16.10.2010, 02:51

Социализация молодежи в современных условиях

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение        3
Глава 1. Социализация молодежи в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России        4
1.1. Социализация молодежи в современных условиях        4
1.2. Факторы, влияющие на процесс социализации молодежи        9
Глава 2. Молодежь в процессе развития        15
2.1. К новому пониманию роли молодежи в современном мире        15
2.2. Идеалы и установки современной молодежи        16
Заключение        20
Список литературы        21
Приложение        22
 
Введение
 Каждая эпоха формировала и формирует свое отношение к молодежи и ее роли в жизни общества.
Современное российское общество характеризуется сложной ситуацией в области формирования гражданских качеств подрастающего поколения.
Гражданская социализация молодого поколения современных россиян не может быть достаточно эффективной, и в настоящее время становятся очевидными последствия ее отклоняющегося характера: значительная часть молодежи, достигая психологической и социальной зрелости, остается практически индифферентной в гражданском и политическом плане, представителями "поколения пепси", не дорожащими гражданскими ценностями и свободами, не желающими и не умеющими брать на себя личной гражданской ответственности за свое отношение к обществу и за происходящее в обществе. В одном из выступлений Ю.Левада назвал нынешнее молодое поколение "потерянным", отметив, что оно так и не уяснило себе, зачем нужна демократия. Действительно, порой высказывания и поступки представителей этого поколения, выросшего после перестройки в условиях небывалой для России демократии, свободы и гласности, обнаруживают обескураживающее непонимание того, что есть демократия в политике, социальной жизни и культуре: об этом, например, свидетельствуют попытки устроить аутодафе идейно не устраивающей их книжной продукции, всплески ксенофобии и националистического экстремизма в молодежной среде, и с другой стороны - настораживающее отсутствие у многих молодых людей идентификации себя с родной страной и своих интересов - с интересами общества, в целом, что является психологической основой гражданственности.
Выбранная мною тема работы «Социализация молодежи в современных условиях» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть проблемы и пути социализации молодежи в современных условиях.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 

Глава 1. Социализация молодежи в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России

 1.1. Социализация молодежи в современных условиях

 Социализация это формирование чувства принадлежности к какой-то общественной группе и обретение в ней определенного статуса. Раньше считалось, что социализация происходит, в основном, в детском и юношеском возрасте, сегодня же принято говорить о первичной и вторичной социализации или о непрерывной социализации, продолжающейся от рождения человека до его смерти. Исследователи пришли к пониманию того, что каждому этапу социализации, от детства до старости, свойственны свои трудности, конфликты и кризисы, на каждом этапе человек рискует «выпасть» из привычных, «нормативных» социальных сред, оказаться в изоляции или на «границе общества». Поэтому трудно быть и молодым, и взрослым, и пожилым. Серьезность проблем, с которыми сталкивается индивидуум, определяется не столько возрастом, сколько особенностями социальной среды, в которой протекают процессы социализации. В таком контексте мы и будем рассматривать проблемы первичной социализации молодых.
Демократия и гражданское общество предполагают уважение выбора гражданами своей социализации. Вместе с тем общество заинтересовано в направлении социализации своих граждан с тем, чтобы она соответствовала его целям, имела позитивное развитие. Естественно, социализация граждан зависима от политического режима: при тоталитаризме социализация строго регламентирована и подчинена формированию полной подчиненности установкам государства; при авторитаризме социализация граждан также строго ограничена и целенаправленна, во многом она диктуется тем или теми, кто стоит у власти; при демократии социализация многоаспектна, формируется как в нормах общества, так и самостоятельно, в силу своих политических, экономических интересов, собственных представлений о нравственности, долге. Таким образом, определяющим в формировании и направленности социализации служат политические режимы.
Наука впитала в себя множество определений социализации. На наш взгляд, социализация это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, которое происходит под влиянием внешней среды (воспитание, обучение, СМИ), так и в результате самовосприятия и самомоделирования жизни, которые помогают ему функционировать как в конкретном обществе, так и в мировом пространстве. Здесь наличествуют элементы социального программирования, социального проектирования, результат социальных практик.
Политическая наука вычленяет несколько периодов социализации человека на протяжении жизни, начиная с детства. Люди старшего поколения видят насколько изменилась основа, на которой происходило, скажем, в советское время и происходит сейчас формирование и развитие ребенка. Ребята пристрастны к детскому оружию; но если раньше оно направлялось на врага, то сегодняшний телеэкран смакует стрельбу в бабушек во имя наживы. Если раньше в почете был человек труда, то сейчас лавочник. Если раньше «Как закалялась сталь» издавалась миллионными тиражами, то сейчас ее днем с огнем не найдешь. Этот ряд можно продолжать из разных сфер жизни. А ведь это тот первоначальный фундамент, на котором день за днем, фильм за фильмом кристаллизуется свойство, которое именуется социализацией, первичная социализация. Как правило, она надолго проникает в сознание, в душу ребенка и уже на нее нанизывается подростковая, юношеская, а затем и взрослая социализация; и каким цветом она зацветет, зависит от многих внешних и внутри человеческих факторов. Если обобщенно представить, то, во-первых, это организованный и во многом управляемый процесс воспитания, образования, окультуривания, а, во-вторых, самоорганизация, самовосприятие фактов и явлений жизни, культуры. А в целом вырастает законный член гражданского общества, его строитель, а от строителя, известно, зависит и фасад и внутренность дома. Мне кажется, мы мало говорим и еще меньше делаем для того, что молодой человек осознал свою роль в обществе, во имя его общества и самого себя заботился о создании гражданского общества.
 

Глава 2. Молодежь в процессе развития

 2.1. К новому пониманию роли молодежи в современном мире

 Таким образом, в целом положение молодежи по-прежнему является одной из острейших проблем нашего времени. В той или иной степени молодежь переживала в рассматриваемый период целый ряд кризисов: кризис самореализации; кризис адаптации и социализации; кризис доверия по отношению к официальным управленческим структурам; кризис индивидуализации; кризис среды обитания.
Молодежь во многих странах остается одной из наименее влиятельных и наиболее социально ущемленных групп в обществе. За исключением относительно небольшого числа детей из привилегированных семей молодые люди не обладают экономическими ресурсами, находятся в прямой материальной зависимости от своих родителей. Во многом вследствие этого многие молодые люди, особенно подростки, становятся жертвами грубого обращения со стороны взрослых.
Несмотря на то, что в последнее пятилетие во многих странах значительно активизировалось законодательство по вопросам молодежи, в том числе в сфере труда, слабости этого законодательства и социальной политики в большинстве стран, особенно «третьего мира», очевидны. Дети и молодежь вытесняются из контролируемых секторов экономики, что вынуждает их устраиваться на незарегистрированных предприятиях в неконтролируемых секторах, где условия труда гораздо хуже и опасней, рабочий день длиннее, а заработок ниже. Массовая безработица молодежи является растущей угрозой для большинства развивающихся стран и в странах переходного периода.
Молодежь оказывается самой уязвимой группой перед комплексом сложных проблем, порождаемых быстрой и неконтролируемой урбанизацией. Несмотря на то, что молодежь составляет более половины городского населения, которое заметно пополняется за счет мигрантов из сельской местности, при составлении планов развития городов нужды молодых людей, особенно в «третьем мире», как правило, не учитываются. Город, который долгое время считался синонимом цивилизации, становится для заметной части молодых людей местом морального разложения и упадка, утраты здоровья.
Тревожным фактом является экономическая и сексуальная эксплуатация значительной части молодежи. Вследствие определенных традиций в некоторых странах особо уязвимой группой оказываются девушки, которых насильственно отдают замуж, заставляют добывать деньги проституцией. Молодежь стала жертвой распространения наркотиков и алкоголя, пропаганды культа насилия в средствах массовой информации. Молодежная преступность это не только следствие нищеты и бедности, но также форма протеста молодежи, ее необъявленной стихийной войны с обществом.
Преступность и наркомания среди молодежи и подростков все в больше мере вырастают в крупную социальную проблему, в частности, она затрагивает безопасность самого общества.

Список литературы

  1.  Голубкова, Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи / Н.Я. Голубкова // Социс. - 2006. - № 9.
  2. Гнутов А.Б. Гражданская социализация молодежи в пореформенном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2006. №12. 0,6 п.л.
  3. Гудков Л. Д6. С. 4657.. Феномен негативной мобилизации // Общественные науки и современность. 2005. №
  4. Зоркая Н., Дюк Н. Ценности и установки российской молодежи // Мониторинг общественного 4. С. 6672;мнения: экономические и социальные перемены. 2003. Муздыбаев К. Качество жизни населения Санкт-Петербурга. СПб.: СИ РАН, 2005.
  5. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) / В.Т. Лисовский // Социс. - 2006. - № 5.
Категория: Социология | Добавил: admin | Теги: Социализация молодежи
Просмотров: 1508 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: