Среди предпринимателей популярно мнение, согласно которому политика не должна иметь отношения к экономике: государство якобы призвано лишь защищать собственность и обеспечивать выполнение контрактов. Мнение это опирается на очевидные, казалось бы, факты: государственное регулирование не поспевает за динамикой рынка — и иногда оказывается экономически неэффективным; предпринимателям приходится защищаться от государства и, в свою очередь, оказывать влияние на политику — поощряя коррупцию...
Проблема и парадокс, однако, в том, что именно в современных условиях, когда основными ценностями являются ценности рыночные (та самая собственность и те самые контракты), государство в принципе не может отказаться от влияния на экономику. В иные времена, когда жизненные ориентиры правящего слоя не совпадали с жизненными ориентирами купечества, раздельное существование политики и экономики было по крайней мере теоретически возможно. Но сейчас политика является видом бизнеса. Граница между политикой и бизнесом проходит лишь в умах «либеральных романтиков»... И в умах законодателей, все еще готовых считать лоббирование и любые связанные с ним действия — действиями преступными.
Сегодня политик, будь то политик публичный или непубличный (чиновник), работает не из абстрактной любви к власти и не ради того, чтобы оставить «след в истории». Безусловно, политик стремится к повышению своего статуса, но статус здесь выступает как источник денег. Впрочем, деньги тоже нужны не сами по себе, а как средство повышения статуса, который, в свою очередь, снова конвертируется в деньги и т.д.
Это не плохо и не хорошо - это просто реальность. Политический бизнес, таким образом, неизбежен. Его не следует оценивать с этической точки зрения, его следует изучить — и понять, как современный предприниматель может ввести политику в сферу своей активности, какие его здесь поджидают возможности и «подводные камни».
Источником превосходства одного человека над другим с давних времен были ........................................................................пропуск..........................................................................
Равноправие в борьбе за власть оказалось как-то вдруг позади. Не осталось практически ни одной отрасли, в которую бы не включилась материальная заинтересованность лиц, приступающих к политической деятельности. Произошла неизбежная интеграция бизнеса и политики, которые, сего не скрывая, кормят и поддерживают друг друга. Логично, что тот, кто владеет деньгами, и не обладает властью, всячески стремится достичь последнего, используя свою материальную позицию, особенно, если она приоритетна по сравнению с позицией иных претендентов на власть. И не удивительно, что, получив полномочия в той или иной сфере государственного управления, уже не нейтральная, а всеобще значимая, личность начинает активизировать силы исключительно в своих интересах. Было бы достаточно странным не использовать лежащие на поверхности ресурсы, не требующие применения какого-либо специального оборудования для их добычи, необходимые многим, но доступные единицам. Именно тем единицам, в руки которых народ вложил узды правления для них самих и терновый венец для самого народа.
Вкладчики в дело требуют свой процент на прибыль. Порой денежных вознаграждений оказывается недостаточно. Однако их можно заменить рекламой, неофициальным динамичным уничтожением оппозиции, продвижением по служебной лестнице.
Все это и многое другое, не менее интересное и, к сожалению, привычное, легко можно наблюдать в политике не одного «демократического» государства сегодня. Вполне достаточно вспомнить скандал по поводу «шестого телевизионного канала» в России, где прямое вмешательство олигархов в политику путем применения ими своей бизнес-мощи привело к неминуемой трагедии, выразившейся в закрытии канала. Не принято решение проблемы СМИ и в Казахстане, где каждый собственник, противясь консолидации и целенаправленно стремясь к выгодному для себя сепаратизму, подставляет под удар не только материальное состояние соседа и общественное мнение о нем, а также личную и до того непрочную политическую позицию.